М.Л. Колокольников. 1707/8- 1775.
Портрет помещика Дмитрия Алексеевича Резанова. 1752.
Холст, масло.
Вологодская областная картинная галерея
Фамильные портреты, находившиеся в дворянских усадьбах Вологодской губернии, создавались не только местными, но иногда и столичными живописцами. Один из них — «Портрет помещика Дмитрия Алексеевича Резанова», был передан в Вологодскую областную картинную галерею в 1953 году из Вологодского областного краеведческого музея с названием: «Портрет молодого человека в красном камзоле» кисти неизвестного художника. Подобные картины старых мастеров, не имеющие ни подписей, ни надписей, содержащих сведения о персонажах, есть во многих музеях страны. Авторство произведения и личность модели удалось установить кандидату искусствоведения М.Е. Даен, проделавшей большую научно-исследовательскую работу.
Автор портрета Мина Лукич Колокольников — один из крупных мастеров русского искусства своего времени, происходивший из большой, богатой талантами семьи крепостных крестьян Пафнутьево-Боровского монастыря Осташковского уезда Тверской губернии. Братья Мины Лукича были художниками, а сам он стал основателем династии художников: сын его Яков, а затем и его дети – Александр, Иван и Михаил также стали живописцами. Вольную крепостной живописец получил только в 1753 году. Мина Лукич учился живописи на родине, в городе Осташкове, а затем в Петербурге у известных живописцев – Ивана Никитина и француза Луи Каравакка. В творчестве Колокольникова традиции национальной школы иконописи сочетаются с приемами светской европейской живописи. Колокольников участвовал во многих работах по оформлению официальных торжеств, Царскосельского дворца, имел большую мастерскую, выполнял заказы на иконы и портреты.
Среди его заказчиков были представители старинного дворянского рода — состоятельные вологодские помещики отец и сын Резановы, имевшие в Петербурге собственный дом. «Портрет Алексея Михайловича Резанова» (1751-1753), служившего в артиллерии, вышедшего в отставку с присвоением чина надворного советника, что соответствовало званию майора, хранится в Вологодском государственном историко-архитектурном и художественном музее-заповеднике.
Дмитрий Алексеевич Резанов был единственным сыном и наследником своего отца, владельцем усадьбы Спасское-Куркино Несвойской волости Вологодской губернии. Подобные дворянские гнезда воспеты в отечественной поэзии:
«…Старинный дом
И липы вековые
Над дремлющим прудом…
Безмолвные аллеи,
Заглохший, старый сад,
В высокой галерее
Портретов длинный ряд…».
Колокольникову юноша позировал в 1752 году, дата записана на обороте холста. Младший Резанов был подпоручиком армейской пехоты, о чем свидетельствует его мундир — темно-зеленый кафтан с красным отложным воротником и красными обшлагами, красный камзол, белоснежная рубашка с кружевной манишкой и манжетами. На его поясе полосатый офицерский шарф, на голове пудреный парик. Колорит картины, строящийся на контрасте насыщенных, почти локальных цветов, красив и выразителен. Колокольников был талантливым живописцем, сумевшим передать с психологической убедительностью характер модели: и открытость, и наивность, и в то же время стремление молодого человека выглядеть представительно на этом, предназначавшемся для потомков портрете.