"Культурный экспресс" в Грязовецком музее истории и народной культуры | Вологодская областная картинная галерея

«Культурный экспресс» в Грязовецком музее истории и народной культуры

Передвижная художественная выставка «Созвучие музыки и красок» в рамках региональной программы «Культурный экспресс» открылась в Бюджетном учреждении культуры Грязовецкого муниципального округа Вологодской области «Грязовецкий музей истории и народной культуры» 24 мая 2024 года.

Новая выставка «Созвучие музыки и красок» из собрания Вологодской  областной картинной галереи, посвящена 85-летию со дня рождения  композитора-земляка Валерия Александровича Гаврилина и 85-летию со  времени создания Вологодского регионального отделения ВТОО «Союз художников России». Она знакомит зрителей  с творчеством вологодских и российских  художников, связанных с нашим дорогим северным краем.  Состав  экспозиции включает восемнадцать авторов, пятеро из которых заслужили  высокие звания.

Тематика выставки определена региональной программой Губернатора области  «Культурный экспресс: Все в жизни – музыка!». В основу положена   цитата гениального композитора о музыке, ее месте в жизни, ее связи с жизнью русского народа, предмета его постоянных размышлений.  Наша задача – показать роль музыки в изобразительном искусстве. Тон экспозиции задает произведение «Венгерский оркестр» (1986), художника Геннадия Осиева, уроженца Великого Устюга. Все свои поездки он отображал в рисунках, этюдах или больших картинах. Побывав на берегах Дуная, он услышал звуки скрипки и зажигательную мелодию чардаша, мощный красно-коричневый колорит усиливает ее звучание в живописи.

Натюрморт вологодского художника Юрия Петрова, напротив,  вызывает состояние звукового покоя («Натюрморт со скрипкой и сухим букетом»,  1980-е). Здесь скрипка тихая, молчаливая, но стоит прикоснуться к инструменту и в руках мастера он превратится в волшебную палочку, которая творит чудеса.  Звук ее, один из немногих  способных заставить человека испытать прилив энергии и поднять настроение, но в то же время способен заставить испытать тоску и невыразимую грусть.

Известно, что музыкальные инструменты нарушают тишину и только гитара  способна ее создавать. Мелодия лирического романса под аккомпанемент гитары, звучит с картины московского живописца Льва Дьяконицына («Русский романс», 2000).  Чистый, глубокий тон этого инструмента, проникает в самую душу, в одинаковой мере он может передать и огненную страсть, и великую печаль.

Музыкальная тема находит отражение  в графических листах современного петербургского классика Юрия Люкшина. В особом оригинальном стиле мастера, вобравшего в себя традиции иконописи, народной картинки и лубка,  слышен напевный и сочный голос виолончели («Балаганчик», 1984).  Будучи глубоко национальным художником, тонко чувствующим особенности, красоту и противоречия русской души, по сердцу ему пришелся и звук гармони, очаровал, наполнил искренней добротой и любовью («Музыканты», 1984).

Мотивы природы, написанные художниками, помогают нам обрести гармонию и сладостное предвкушение смены времени года. Весну в России, издавна любили и славили в своем творчестве не только поэты и музыканты, но и живописцы выплескивали на свои холсты сюжеты  с изображением талой мартовской воды, первых лучей солнца, лазурного неба, первоцветов и молодой травы. Так, вологодский художник-любитель Вячеслав Макаров, находил необыкновенную красоту в ранней весне и посвятил ее приходу свой холст («Весенний мотив. Вологда», 2013).

Звуки лета можно сравнить с гудением пчел и шмелей над цветами, со стрекотом кузнечиков, с хорошей погодой,  все это запечатлено Николаем Корбаковым («Девочка в цветах», 2003). А может и с шумом автомобилей, несущимся летним днем в распахнутые окна квартир, как в пейзаже  Юрия Коробова («Набережная в Вологде», 1986).

Осенними звуками можно назвать тихий шелест листвы под ногами, игривое завывание ветра, крики улетающих птиц. Они  прекрасны по-своему,  это волнующее сочетание голубого неба и ярко-желтой листвы, что мы видим в живописи Владимира Федукова («Осенний этюд. У Никулинских новая баня», 2016).

Звуки осени золотые, окрашены во все оттенки  желтого до ярко-красного, почти бордового… Сочетание цветов кажется невероятным, они переливаются многими чувствами, создавая целую симфонию. Музыка осени ощутима в монотипии Николая Мишусты («Осень», 1998)  и хочется вдыхать эти мелодии, прислушиваться к ее звукам. К  ним относят и прощальный клекот улетающей журавлиной стаи, непередаваемое щемящее чувство, ставшее лейтмотивом творчества вологодского живописца Евгения Соколова («Осень. Бородаевское озеро», 2017). Всматриваешься ввысь на выстроившийся клин и как бы машешь им на прощание рукой, запасаясь этим очарованием на всю долгую зиму.

Изобразительное искусство, как и музыка, выражает чувства, эмоции, настроения творческой натуры. Нередко сами музыканты, их искусство,  музыкальные произведения и мотивы живой природы становятся темой для многих работ художников.

 

 

Сложности с получением «Пушкинской карты» или приобретением билетов? Знаете, как улучшить работу учреждений культуры? Напишите — решим!

Заявка успешно отправлена

Спасибо за вашу заявку! Мы свяжемся с вами в ближайшее время

Бронирование билетов

Укажите данные для связи, мы перезвоним для уточнения деталей

Нажимая на кнопку, Вы соглашаетесь на обработку персональных данных

Заявка успешно отправлена

Оставьте заявку, мы перезвоним для уточнения деталей заказа

Оформить заказ

Укажите данные для связи, мы перезвоним для уточнения деталей

Нажимая на кнопку, Вы соглашаетесь на обработку персональных данных