Путь в искусстве | Вологодская областная картинная галерея

Путь в искусстве

Памяти Владимира Валентиновича Воропанова, выдающегося искусствоведа, более четырех десятков лет посвятившего служению Вологодской областной картинной галерее, посвящается…

Основа основ любого музея – это его фондовые коллекции, и постоянное их пополнение забота директора и научных сотрудников: «Мне удалось для галереи получить в фондах Министерства культуры РСФСР самую популярную картину «Новый день» Яна Крыжевского, работавшего в 70-х годах в Вологде. Картина экспонировалась на Всесоюзной выставке молодых художников в Москве, и за неё Ян стал Лауреатом премии Ленинского комсомола. Произведение купила государственная закупочная комиссия и решила передать её во Владивосток. Но за ней никто не приезжал, а отправлять такой большой холст через всю страну было накладно. А тут я подсуетился с фургоном, уговорил хранителей переделать приказ и увёз «девушку на балконе» в Вологодскую картинную галерею

В фонды галереи поступили сотни замечательных русских и зарубежных гравюр XVII – XX веков из бывшего собрания ленинградцев Марины Валентиновны и Якова Давыдовича Гликиных. К ним в дом я попал ещё будучи студентом университета благодаря Софье Шерман из Русского музея и бывал там регулярно, около двадцати лет, пока хозяева этой особенной квартиры были живы. Кое-что мы там покупали в фонды в 1980 – 1990-е годы, но большая часть материалов поступила от них безвозмездно, уже по завещанию. Отдельные уникальные работы В. Серова, З. Серебряковой, Н. Кульбина, В. Ходасевич, Н. Калмакова, В. Замирайло поступили в галерею из собрания ещё одной старой санкт-петербургской семьи Г.А. и Н.С. Кук в 1980-е годы.

Всё в этом мире взаимосвязано. Через Е.А. Зоммер и С.С. Шерман я получил доступ к другим наследникам больших и малых мастеров эпохи русского Серебряного века, куда не особенно-то кого и пускали. Через племянницу художницы в галерею поступило довольно большое собрание графики такого редкого и поэтичного мастера, работавшего в Париже и Санкт-Петербурге, как Е.С. Кругликова. Постепенно в галерее сложилось целостное собрание работ интереснейшей художественной семьи Бенуа-Лансере-Серебряковой,

Особая история связана с работами Николая Андреевича Тырсы. Так случилось, что художник во время войны был вывезен из блокадного Ленинграда в Вологду, где погиб и был похоронен в братской могиле. Позднее мы силами галереи установили памятную плиту на месте его предполагаемого захоронения в Мемориальном комплексе погибших ленинградцев на Пошехонском кладбище. Долгое время дочери художника, Анна Николаевна и Мария Николаевна, хотели связаться с нами и сделать выставку работ своего отца в Вологде. И вот в начале 1980-х годов наша первая встреча состоялась. … Постепенно, год за годом, шаг за шагом, мы всё больше стали доверять друг другу, и я стал перевозить в Вологду отдельные живописные и графические работы Тырсы (акварели, рисунки графитным карандашом и ламповой копотью). После Русского музея такой цельной подборки работ художника нет больше ни в одном музее России. В 1982 и 1992 годах были организованы в нашей галерее 2 персональные выставки произведений Тырсы. На первую выставку вместе с дочерьми художника приезжал сын Анны Василий, который вскоре надолго уехал в Америку, и известный искусствовед и коллекционер, автор большой книги о Николае Андреевиче Б.Д. Сурис.

Постепенно Тырсы стали показывать и другие работы, хранившиеся у них. В середине 1990-х годов они стали бережно выносить из тёмной комнаты цветные листы гуашью и акварелью ещё не ведомого мне художника 1920-1930-х годов Алексея Успенского. Эти работы меня буквально потрясли своей солнечностью, акварельной свежестью и романтичностью. Оказалось, что они хранились у Тырс с ноября 1941 года, когда художник погиб при артобстреле своего дома в Ленинграде, и больше их практически никто не видел. Многие листы были оформлены в бумажные паспарту для готовившейся перед войной, но не состоявшейся выставки в Русском музее. В бумаге послышалось какое-то шуршание. Анна Николаевна пояснила, что это остатки штукатурки от разбомбленного дома Успенского. Так само время входило в нашу меняющуюся музейную жизнь. Видя мой неподдельный интерес к творчеству Алексея Александровича Успенского (1892 – 1941), сестры Тырса в конце 1998 года выразили пожелание передать всё творческое наследие Успенского, а это около восьмисот графических и живописных произведений, безвозмездно в дар Вологодской картинной галерее. А весной 1999 года мы с коллегами перевезли этот бесценный дар в Вологду. Так началась новая, уже посмертная жизнь этого интереснейшего ленинградского художника первой половины ХХ века. Его работы мы стали экспонировать у себя, в Вологде; на выставках в московской галерее «Ковчег». А весной 2007 года в Москве, в «Галеев-Галерее» в Большом Козихинском переулке, состоялась первая персональная выставка живописи, рисунка и дизайна А.А. Успенского с изданием большого иллюстрированного каталога, построенная почти исключительно на нашем вологодском музейном материале. Так друзья и единомышленники, художники Тырса и Успенский, получили свою постоянную прописку на хранение и долгую творческую жизнь из Ленинграда в Вологде.

Есть в составе фондов Вологодской областной картинной галереи особая тематическая коллекция, которая не получила пока своего достойного общественного признания. Как говорится, всё ещё впереди. Она не для всех и не для каждого, но может быть нужна постоянно при подготовке той или иной культурно-исторической выставки. Я имею в виду уникальное собрание живописи и графики Игоря Гавриловича Мямлина «Портреты и автопортреты русских художников ХХ века», которое включает в себя около четырехсот больших и малых портретных изображений, как говорится, от «а» до «я».

Прошло 40 дней с траурной даты, прошло оглушение, вызванное неожиданным страшным известием, но не уходит горечь потери, а масштаб утраты становится осязаемее.

Главное в том, что с нами навсегда остается память о человеке, выстроившем свой собственный путь в искусстве, его большие дела и бесценный труд – воспоминания Владимира Валентиновича, которые обязательно воплотятся в издание.

 
12
«Путь в искусстве»
 
 
Сложности с получением «Пушкинской карты» или приобретением билетов? Знаете, как улучшить работу учреждений культуры? Напишите — решим!

Заявка успешно отправлена

Спасибо за вашу заявку! Мы свяжемся с вами в ближайшее время

Бронирование билетов

Укажите данные для связи, мы перезвоним для уточнения деталей

Нажимая на кнопку, Вы соглашаетесь на обработку персональных данных

Заявка успешно отправлена

Оставьте заявку, мы перезвоним для уточнения деталей заказа

Оформить заказ

Укажите данные для связи, мы перезвоним для уточнения деталей

Нажимая на кнопку, Вы соглашаетесь на обработку персональных данных