Основа основ любого музея – это его фондовые коллекции, и постоянное их пополнение забота директора и научных сотрудников: «Мне удалось для галереи получить в фондах Министерства культуры РСФСР самую популярную картину «Новый день» Яна Крыжевского, работавшего в 70-х годах в Вологде. Картина экспонировалась на Всесоюзной выставке молодых художников в Москве, и за неё Ян стал Лауреатом премии Ленинского комсомола. Произведение купила государственная закупочная комиссия и решила передать её во Владивосток. Но за ней никто не приезжал, а отправлять такой большой холст через всю страну было накладно. А тут я подсуетился с фургоном, уговорил хранителей переделать приказ и увёз «девушку на балконе» в Вологодскую картинную галерею
В фонды галереи поступили сотни замечательных русских и зарубежных гравюр XVII – XX веков из бывшего собрания ленинградцев Марины Валентиновны и Якова Давыдовича Гликиных. К ним в дом я попал ещё будучи студентом университета благодаря Софье Шерман из Русского музея и бывал там регулярно, около двадцати лет, пока хозяева этой особенной квартиры были живы. Кое-что мы там покупали в фонды в 1980 – 1990-е годы, но большая часть материалов поступила от них безвозмездно, уже по завещанию. Отдельные уникальные работы В. Серова, З. Серебряковой, Н. Кульбина, В. Ходасевич, Н. Калмакова, В. Замирайло поступили в галерею из собрания ещё одной старой санкт-петербургской семьи Г.А. и Н.С. Кук в 1980-е годы.
Всё в этом мире взаимосвязано. Через Е.А. Зоммер и С.С. Шерман я получил доступ к другим наследникам больших и малых мастеров эпохи русского Серебряного века, куда не особенно-то кого и пускали. Через племянницу художницы в галерею поступило довольно большое собрание графики такого редкого и поэтичного мастера, работавшего в Париже и Санкт-Петербурге, как Е.С. Кругликова. Постепенно в галерее сложилось целостное собрание работ интереснейшей художественной семьи Бенуа-Лансере-Серебряковой,
Особая история связана с работами Николая Андреевича Тырсы. Так случилось, что художник во время войны был вывезен из блокадного Ленинграда в Вологду, где погиб и был похоронен в братской могиле. Позднее мы силами галереи установили памятную плиту на месте его предполагаемого захоронения в Мемориальном комплексе погибших ленинградцев на Пошехонском кладбище. Долгое время дочери художника, Анна Николаевна и Мария Николаевна, хотели связаться с нами и сделать выставку работ своего отца в Вологде. И вот в начале 1980-х годов наша первая встреча состоялась. … Постепенно, год за годом, шаг за шагом, мы всё больше стали доверять друг другу, и я стал перевозить в Вологду отдельные живописные и графические работы Тырсы (акварели, рисунки графитным карандашом и ламповой копотью). После Русского музея такой цельной подборки работ художника нет больше ни в одном музее России. В 1982 и 1992 годах были организованы в нашей галерее 2 персональные выставки произведений Тырсы. На первую выставку вместе с дочерьми художника приезжал сын Анны Василий, который вскоре надолго уехал в Америку, и известный искусствовед и коллекционер, автор большой книги о Николае Андреевиче Б.Д. Сурис.
Постепенно Тырсы стали показывать и другие работы, хранившиеся у них. В середине 1990-х годов они стали бережно выносить из тёмной комнаты цветные листы гуашью и акварелью ещё не ведомого мне художника 1920-1930-х годов Алексея Успенского. Эти работы меня буквально потрясли своей солнечностью, акварельной свежестью и романтичностью. Оказалось, что они хранились у Тырс с ноября 1941 года, когда художник погиб при артобстреле своего дома в Ленинграде, и больше их практически никто не видел. Многие листы были оформлены в бумажные паспарту для готовившейся перед войной, но не состоявшейся выставки в Русском музее. В бумаге послышалось какое-то шуршание. Анна Николаевна пояснила, что это остатки штукатурки от разбомбленного дома Успенского. Так само время входило в нашу меняющуюся музейную жизнь. Видя мой неподдельный интерес к творчеству Алексея Александровича Успенского (1892 – 1941), сестры Тырса в конце 1998 года выразили пожелание передать всё творческое наследие Успенского, а это около восьмисот графических и живописных произведений, безвозмездно в дар Вологодской картинной галерее. А весной 1999 года мы с коллегами перевезли этот бесценный дар в Вологду. Так началась новая, уже посмертная жизнь этого интереснейшего ленинградского художника первой половины ХХ века. Его работы мы стали экспонировать у себя, в Вологде; на выставках в московской галерее «Ковчег». А весной 2007 года в Москве, в «Галеев-Галерее» в Большом Козихинском переулке, состоялась первая персональная выставка живописи, рисунка и дизайна А.А. Успенского с изданием большого иллюстрированного каталога, построенная почти исключительно на нашем вологодском музейном материале. Так друзья и единомышленники, художники Тырса и Успенский, получили свою постоянную прописку на хранение и долгую творческую жизнь из Ленинграда в Вологде.
Есть в составе фондов Вологодской областной картинной галереи особая тематическая коллекция, которая не получила пока своего достойного общественного признания. Как говорится, всё ещё впереди. Она не для всех и не для каждого, но может быть нужна постоянно при подготовке той или иной культурно-исторической выставки. Я имею в виду уникальное собрание живописи и графики Игоря Гавриловича Мямлина «Портреты и автопортреты русских художников ХХ века», которое включает в себя около четырехсот больших и малых портретных изображений, как говорится, от «а» до «я».
Прошло 40 дней с траурной даты, прошло оглушение, вызванное неожиданным страшным известием, но не уходит горечь потери, а масштаб утраты становится осязаемее.
Главное в том, что с нами навсегда остается память о человеке, выстроившем свой собственный путь в искусстве, его большие дела и бесценный труд – воспоминания Владимира Валентиновича, которые обязательно воплотятся в издание.