Лентулов Аристарх Васильевич. 1882-1943.
Портрет Анны Александровны Сведомской. Ок. 1915.
Холст, масло, темпера, сухой пигмент.
Аристарх Лентулов, сын сельского священника Пензенской губернии, вначале обучался в местном духовном училище, но по стопам отца не пошел. Ему суждено было стать не только маститым живописцем и педагогом, но и крупнейшим представителем русского авангарда, организатором объединения «Бубновый валет», существовавшим с 1910 по 1916 годы.
Профессиональное образование Лентулов получил в Пензенском и в Киевском художественных училищах. Затем он занимался в студии Д.Н. Кардовского в Петербурге. Жил и работал в 1911 году в Париже, потом в Италии. Большая часть его творческой жизни связана с Москвой, которую он воспевал в своих полотнах, поражавших зрителей яркими звучными красками и необычными формами. Его талант называли ясным и радостным, а картины — поющими и веселящими душу. Легко и свободно написаны его прославленные архитектурные пейзажи: «Москва», «Звон», «Василий Блаженный». Очень выразительны и его портреты.
«Портрет Анны Александровны Сведомской» – одна из наиболее ярких и запоминающихся картин в коллекции галереи. В 1970 году работа с названием «Портрет Ниты Сведомской» была передана из Вологодского областного краеведческого музея. Ранее она находилась в Государственном музейном фонде, куда поступила из расформированного Музея живописной культуры, а до этого — в собрании московского коллекционера И.С. Исаджанова, купившего ее у автора. Сотрудники галереи выяснили, что картина экспонировалась на выставке объединения «Бубновый валет» в 1916 году и, следовательно, могла быть написана около 1915 года. Такой вывод можно сделать также исходя из биографии модели, о которой долгое время было мало сведений.
Анна Александровна родилась в Петербурге в 1898 году в семье пианистки А.Н. Кутуковой и живописца А.А. Сведомского (1848-1911). Картина ее дяди, художника Павла Александровича Сведомского (1849-1904), «Медуза возле источника»(1882) находится в постоянной экспозиции русского искусства в Шаламовском доме. В детстве она много путешествовала с родителями по России и Европе, жила в Риме, а после смерти отца поселилась с матерью в Москве.
Увлекшись занятиями живописью, юная Анна Сведомская познакомилась с Лентуловым, пользовалась его советами. Тогда, по всей вероятности, и был создан этот портрет, в котором выражено восхищение художника женственностью и привлекательностью модели, ее спокойным достоинством. Удивительно красив насыщенный колорит картины и необычный декоративный фон с особенно звучными красками и крупным цветочным узором. Здесь ощутима увлеченность автора творчеством Поля Гогена: модель Лентулова, как и героини этого мастера, уподобляется самой природе с ее невозмутимой первозданной красотой. Этот портрет притягателен и своей загадочностью, что заставляет вспомнить известное утверждение Эдгара Дега, что «живопись требует небольшой тайны, некоторой фантазии и некоторой неопределенности».
Дальнейшая судьба Анны Сведомской связана с Италией, которую она, как и ее родные, очень любила. После революции она покинула Россию и через несколько лет обосновалась в небольшом городке Сан-Ремо, где и скончалась в 1973 году. Анна Сведомская была женой адвоката Паоло Джизмонди. Семейная жизнь способствовала ее занятиям творчеством, близких людей и окружающий предметный мир она нередко запечатлевала на своих камерных светлых картинах, которые демонстрировались на местных выставках и в Генуе. В России ее творчество знают мало, она стала известна многим ценителям искусства благодаря ее замечательному портрету, написанному Аристархом Лентуловым.