Мартен Дмитрий Эмильевич (1860-1918).
Северный мотив. Ок.1918.
Бумага на картоне, масло.
С Вологодским краем тесно связана судьба московского художника Дмитрия Мартена. О его жизни и творчестве на сегодняшний день известно немного, документальные свидетельства о месте его рождения и семье пока не обнаружены. Принято считать, что он сын коммерсанта, бельгийский подданный. В 1885-1889 годах Дмитрий Эмильевич обучался в Московском училище живописи, ваяния и зодчества на правах вольнослушателя. Руководителем пейзажного и натюрмортного класса тогда был замечательный живописец и талантливый педагог В.Д. Поленов, а среди его учеников — К.А. Коровин и И.И. Левитан, уже в то время известные пейзажисты. О царившей там атмосфере творчества и дружества писал впоследствии мастер пейзажа В.К. Бялыницкий-Бируля: «С особенной любовью вспоминаю учеников Поленова из младшего поколения, с которыми я вместе учился и работал. Это — А.Чирков, С.Жуковский, В.Соколов и Д.Мартен. Как дороги и близки мне сейчас эти воспоминания о Поленове, какой любовью и заботой окружал он нас, как умел он вовремя направить и ободрить молодых художников».
Интерес представляют и упоминания этого мемуариста о любви художников к музыке и о музыкальной одаренности Мартена: «В помещении Общества любителей художеств часто устраивались концерты, в которых принимали участие многие художники. Эти концерты и вечера очень часто посещал В.И.Суриков. Любовь к музыке свела его с некоторыми участниками концертов, особенно сблизился он с Ф.Ф. Пелецким, известным гитаристом-профессионалом, он часто бывал у Сурикова иногда в сопровождении художника-пейзажиста Д.Э.Мартена, тоже музыканта-гитариста. Когда устраивали любительские домашние концерты ученики Училища живописи, мои товарищи всегда приглашали Пелецкого и Мартена, которым часто аккомпанировала художница С.П. Кувшинникова».
Во время учебы Мартен начал активно участвовать в выставках. Его работы экспонировались на ученических выставках, и в Императорской Академии художеств, затем на выставках Московского общества любителей художеств, членом которого он был, Товарищества передвижников, Московского товарищества художников, Северного кружка любителей изящных искусств. Произведения Д.И. Мартена хранятся и в частных коллекциях, и в крупных музейных собраниях: в Государственной Третьяковской галерее, Государственном Русском музее, в Архангельском музейном объединении «Художественная культура Русского Севера», в других региональных музеях и, конечно, в музейных собраниях Вологды.
Мартен жил в Москве, неоднократно бывал в Вологде, поселился здесь в 1916 году и скончался от болезни в сентябре 1918 года. В ряде публикаций в социальных сетях содержится информация о его преподавательской деятельности в Вологодском художественном училище, но она недостоверна, такого учебного заведения не было в нашем крае. Авторы, вероятно, имели в виду Вологодский художественный техникум, но он был основан уже после смерти художника.
Мартен был живописцем-пейзажистом и рисовальщиком, увлеченным природой и зодчеством Русского Севера. Он много путешествовал по средней полосе страны и по северной глубинке, особенно по Архангельской и Вологодской губерниям. Больше всего его интересовала деревянная архитектура: и культовая, и жилая — часовни, храмы, мельницы, крестьянские избы. Не прибегая к детализации, он умело передавал их своеобразие и гармонию с окружающей природной средой. Его небольшие картины привлекают точной характеристикой северной природы, эпической широтой ее восприятия.
Вологодская областная картинная галерея располагает несколькими работами художника. Самая выразительная и масштабная из них — «Северный мотив» (около 1918) была передана в 1953 году из Вологодского областного краеведческого музея, экспонировалась в 1918 году на последней выставке Северного кружка любителей изящных искусств. Это панорамный пейзаж с изображением типичной северной деревни, стоящей у излучины реки. Выстроившиеся в строгий темный ряд на зеленом берегу дома, шатровая церковь, часовенка и колокольня окутаны надвигающимися сумерками. Они и подвижные лиловые закатные облака отражаются в водной глади. Образ суровой и величавой северной земли, уединенной и немного таинственной, создан в этом произведении. Красива и несколько элегична колористическая гамма картины с ее неяркими сложными цветовыми оттенками. Ощущение мягко звучащей и немного грустной мелодии создается при рассматривании этой работы. Художник здесь выступает и как музыкант, который «слышит» цвет, и как поэт, тонко воспринимающий меняющееся и подчас неуловимое состояние природы. Несомненно, «Северный мотив» — одно из лучших произведений в творчестве Д.Э. Мартена, здесь наиболее полно выражен характер его дарования.