РУБРИКА «НЕСКУЧНАЯ КЛАССИКА В ШАЛАМОВСКОМ ДОМЕ» | Вологодская областная картинная галерея

РУБРИКА «НЕСКУЧНАЯ КЛАССИКА В ШАЛАМОВСКОМ ДОМЕ»

Мартен Дмитрий Эмильевич (1860-1918).
Северный мотив. Ок.1918.
Бумага на картоне, масло.

 

С  Вологодским краем  тесно связана судьба московского художника Дмитрия Мартена. О его жизни и творчестве на сегодняшний день известно немного, документальные свидетельства о месте его рождения и семье пока не обнаружены. Принято считать, что он сын коммерсанта, бельгийский подданный. В 1885-1889 годах  Дмитрий Эмильевич обучался в Московском училище живописи, ваяния и зодчества на правах вольнослушателя. Руководителем пейзажного и натюрмортного класса тогда был замечательный живописец и талантливый педагог В.Д. Поленов, а среди его учеников — К.А. Коровин и И.И. Левитан, уже в то время известные пейзажисты. О царившей там атмосфере творчества и дружества писал впоследствии мастер пейзажа В.К. Бялыницкий-Бируля: «С особенной любовью вспоминаю учеников Поленова из младшего поколения, с которыми я вместе учился и работал. Это — А.Чирков, С.Жуковский, В.Соколов и Д.Мартен. Как дороги и близки мне сейчас эти воспоминания о Поленове, какой любовью и заботой окружал он нас,  как умел он вовремя направить и ободрить молодых художников».

Интерес представляют и упоминания этого мемуариста о любви  художников к музыке и о музыкальной одаренности Мартена: «В помещении Общества любителей художеств часто устраивались концерты, в которых принимали участие многие художники. Эти концерты и вечера очень часто посещал В.И.Суриков. Любовь к музыке свела его с некоторыми участниками концертов, особенно сблизился он с Ф.Ф. Пелецким, известным гитаристом-профессионалом, он часто бывал у Сурикова иногда в сопровождении художника-пейзажиста Д.Э.Мартена, тоже музыканта-гитариста. Когда устраивали любительские домашние концерты ученики Училища живописи, мои товарищи всегда приглашали Пелецкого и Мартена, которым часто аккомпанировала художница С.П. Кувшинникова».

Во время учебы  Мартен  начал активно участвовать в выставках. Его работы экспонировались на ученических выставках, и в Императорской Академии художеств, затем на выставках Московского общества любителей художеств, членом которого он был, Товарищества передвижников, Московского товарищества художников, Северного кружка любителей изящных искусств.  Произведения  Д.И. Мартена хранятся и в частных коллекциях, и в крупных музейных собраниях: в Государственной Третьяковской галерее, Государственном Русском музее, в Архангельском музейном объединении «Художественная культура Русского Севера», в  других региональных музеях и, конечно, в  музейных собраниях Вологды.

Мартен жил в Москве, неоднократно бывал в Вологде, поселился здесь в 1916 году и скончался  от болезни  в сентябре 1918 года.  В ряде публикаций в социальных сетях содержится информация о его преподавательской деятельности в Вологодском художественном училище, но она недостоверна, такого учебного заведения не было в нашем крае. Авторы, вероятно, имели в виду Вологодский художественный техникум,  но он был основан  уже после смерти художника. 

Мартен был живописцем-пейзажистом и рисовальщиком, увлеченным природой и зодчеством Русского Севера. Он много путешествовал по средней полосе страны и по северной глубинке, особенно по Архангельской и Вологодской губерниям. Больше всего его интересовала деревянная архитектура: и культовая, и жилая — часовни, храмы, мельницы, крестьянские избы. Не прибегая к детализации, он умело передавал их своеобразие и гармонию с окружающей природной средой. Его небольшие картины привлекают точной характеристикой северной природы, эпической широтой ее восприятия.

Вологодская областная картинная галерея  располагает несколькими работами художника. Самая выразительная и масштабная из них  — «Северный мотив» (около 1918) была  передана в 1953 году из Вологодского областного краеведческого музея, экспонировалась  в 1918 году на последней выставке Северного кружка любителей изящных искусств. Это панорамный пейзаж с  изображением типичной северной деревни, стоящей у  излучины реки. Выстроившиеся в строгий темный ряд на зеленом берегу дома, шатровая церковь, часовенка и колокольня окутаны надвигающимися сумерками. Они и подвижные лиловые закатные облака отражаются в водной глади. Образ суровой и величавой северной земли, уединенной и немного таинственной, создан в этом произведении. Красива и несколько элегична колористическая гамма картины с ее неяркими сложными цветовыми оттенками. Ощущение  мягко звучащей и немного грустной мелодии создается при рассматривании этой работы. Художник здесь выступает и как музыкант, который «слышит» цвет, и как поэт, тонко воспринимающий меняющееся и подчас неуловимое состояние природы. Несомненно,  «Северный мотив» — одно из лучших произведений в творчестве Д.Э. Мартена, здесь наиболее полно  выражен характер его дарования.

Сложности с получением «Пушкинской карты» или приобретением билетов? Знаете, как улучшить работу учреждений культуры? Напишите — решим!

Заявка успешно отправлена

Спасибо за вашу заявку! Мы свяжемся с вами в ближайшее время

Бронирование билетов

Укажите данные для связи, мы перезвоним для уточнения деталей

Нажимая на кнопку, Вы соглашаетесь на обработку персональных данных

Заявка успешно отправлена

Оставьте заявку, мы перезвоним для уточнения деталей заказа

Оформить заказ

Укажите данные для связи, мы перезвоним для уточнения деталей

Нажимая на кнопку, Вы соглашаетесь на обработку персональных данных