Рубрика «НЕСКУЧНАЯ КЛАССИКА В ШАЛАМОВСКОМ ДОМЕ» | Вологодская областная картинная галерея

Рубрика «НЕСКУЧНАЯ КЛАССИКА В ШАЛАМОВСКОМ ДОМЕ»

Этот уникальный  человек появился  на свет в Будапеште  в марте 1871 года в семье общественных деятелей, которые за пропаганду славянофильских идей подверглись преследованиям со стороны австро-венгерских властей и эмигрировали в Россию. Всепоглощающая страсть к искусству проявилась у   Игоря  рано, он помнил себя постоянно рисующим и  уже во время учебы в  Московском лицее (1880-1889) писал маслом пейзажи и портреты, был постоянным посетителем Третьяковской галереи, директором которой ему суждено было впоследствии стать в 1913-1925 годах. Желая стать живописцем, он в 1894 году  поступил в Петербургскую Академию художеств, где два года посещал мастерские Павла Чистякова и Ильи Репина. Не удовлетворившись этим,  продолжил  в  1896 году обучение  в Мюнхене в рисовальной школе Антона Ашбе, где учились многие русские художники,  и сам  недолго преподавал в ней. Грабарь  много путешествовал по европейским странам, изучал произведения мастеров искусства.

 Пожив за границей, он пришел к выводу, что подлинное творчество тесно связано с корнями, что «художнику надо сидеть у себя дома и изображать свою, ему близкую и родную жизнь».  По возвращении в Россию в  1900 году начался  зрелый и плодотворный период его творчества.  В это время были созданы самые знаменитые его  полотна – «Февральская лазурь», «Мартовский снег» (оба-1904),  «Хризантемы», «Сирень и незабудки»(оба-1905). Эти произведения, написанные мелкими дробными мазками чистых цветовых оттенков, принесли автору славу русского импрессиониста. Он работал над ними  в Подмосковье, природа которого была ему наиболее близка.  Грабарь чаще всего писал пейзажи и натюрморты, а впоследствии заявил  о себе  как талантливый портретист и мастер тематической картины.

«Признанный жизнелюбец», как себя охарактеризовал художник, он искал в окружающем мире отмеченные радостными нотами мотивы, созвучные его темпераменту. «Что может быть прекраснее березы, единственного в природе дерева, ствол которого ослепительно бел. Фантастическое, сверхъестественное дерево – сказка! Я страстно полюбил  русскую березу и долго почти одну только ее и писал», — говорил художник. Обилием берез славились окрестности подмосковного Дугино, где Грабарь наряду с другими живописцами, например,  Исааком Левитаном и Василием Переплетчиковым,  гостил по приглашению владельца  имения – художника Николая Мещерина. «В Дугине перед домом  стояла славная березовая рощица, — вспоминал Грабарь, — в конце которой на выходе в поле, был так называемый «кружок» — группа в несколько особенно живописных берез, красиво изогнутых и ритмично расположенных».

Похожий пейзажный мотив нашел поэтичное воплощение  в его картине  «Березовая балка в клевере. (Березовое кольцо)», исполненной  в 1917  году и переданной в собрание нашей галереи  в  1953 году из Вологодского областного краеведческого музея, поступившей туда из Государственного музейного фонда. Будучи исключительно занятым человеком, Грабарь пользовался тогда малейшей возможностью побывать в Дугино, чтобы писать на пленэре. «После 15-го думаю проехать на 2-3 недели в Дугино и там поработать. А то сейчас езжу на один-два дня в неделю. А как на грех, стоит такой август, каких не бывало давным-давно, – лучше иного июня», — сообщал он брату Владимиру из Москвы в августе 1917 года.

Наша картина упомянута в книге И.Э.Грабаря «Моя жизнь. Автомонография»: «За весь 1917 год я сделал только один сносный этюд с березами и клеверным полем при вечерних лучах августовского солнца, находящийся в Вологодском музее». Этот  пейзаж стилистически  разнится с   более ранними  произведениями Грабаря, в нем больше тонального единства,  другой мазок — более широкий и плотный. Сам художник так  характеризовал  свою работу в это время: «Все вещи,  которые я написал в 1916-м и 1917 годах, натюрморты и пейзажи, являли уже доказательство окончательного отхода от импрессионизма и  были переходом  к задачам чисто цветового восприятия природы».  Выразительность картине придает  композиционный прием изображения пейзажного пространства сквозь  близко написанную растительность переднего плана. Здесь у него фигурируют не ажурные ветви,  а ритмично расположенные белые стволы берез, контрастирующие с яркой зеленью листвы  и травы, богатой разнообразными тональными оттенками.  Колорит работы отличается декоративностью, насыщенностью тонов,  в его  мажорном звучании выражено ощущение радости жизни, переполнявшей тогда художника и невольно передающейся зрителям.

Сейчас картина экспонируется в залах Государственного Русского музея  на юбилейной персональной выставке произведений И.Э.Грабаря, посвященной сто пятидесятилетию со дня его рождения.

Сложности с получением «Пушкинской карты» или приобретением билетов? Знаете, как улучшить работу учреждений культуры? Напишите — решим!

Заявка успешно отправлена

Спасибо за вашу заявку! Мы свяжемся с вами в ближайшее время

Бронирование билетов

Укажите данные для связи, мы перезвоним для уточнения деталей

Нажимая на кнопку, Вы соглашаетесь на обработку персональных данных

Заявка успешно отправлена

Оставьте заявку, мы перезвоним для уточнения деталей заказа

Оформить заказ

Укажите данные для связи, мы перезвоним для уточнения деталей

Нажимая на кнопку, Вы соглашаетесь на обработку персональных данных