Феодосием Вахрушовым по праву гордится Тотемская земля. Этот выдающийся художник и деятель культуры, «горячий патриот отчизны» удостоен на родине памятника. Юноше из бедной семьи благодаря помощи богатой купчихи, высоко оценившей его редкую одаренность, удалось получить хорошее профессиональное образование в столице. В 1886-1888 годах он учился в Школе рисования, ваяния и зодчества и после такой основательной подготовки в 1889 поступил в Императорскую академию художеств, где последние два учебных года занимался в мастерской И.Е. Репина, совершенствуясь в портретной живописи. В 1897 году Вахрушов окончил Академию художеств с дипломом и правом преподавания рисования в средних учебных заведениях.
Затем он был утвержден в штате профессора В.П.Верещагина, занимавшегося возобновлением росписей Киево-Печерской лавры. Не только церковными росписями занимался там Вахрушов, он с увлечением писал пейзажные этюды, в которых выразилось его восхищение яркой южной природой. Приезжая на зиму домой, молодой живописец отдавал свои силы портрету и достиг в этом жанре серьезных успехов. К сожалению, монументальные росписи художника и на Украине, и в Тотьме — в Богоявленском соборе и домовой церкви Сергия Радонежского в духовном училище не сохранились, они погибли вместе с храмами. О них можно получить представление только по некоторым сохранившимся эскизным работам.
Жизнь вдалеке от столицы Вахрушов выбрал сам, поселившись в 1914 году в Тотьме, желая быть свободным в своих творческих устремлениях и принести как можно больше пользы родному краю, и сильно преуспел в этом. Деятельность его была обширной и разнообразной: живописец и рисовальщик, оформитель любительских спектаклей, краевед и музейный деятель, один из основателей Тотемского музея, собравший для него большое количество экспонатов и завещавший ему свои произведения, активный участник и экспонент Северного кружка любителей изящных искусств. И это не полный перечень его занятий. Большая часть творческого наследия художника хранится в Тотемском музейном объединении, многие его работы находятся в музеях Вологодской области, есть они в региональных музеях страны и в частных коллекциях.
В собрании Вологодской областной картинной галереи Феодосий Вахрушов представлен, преимущественно, как мастер пейзажного жанра, в котором наиболее ярко выразился его талант. Один из лучших его пейзажей — «Спас на Кокшеньге» (1909) поступил в галерею от вологжанки Л.Т. Голиковой в 1967 году, ранее был в собрании директора Вологодской областной картинной галереи(1950е-1970-е), искусствоведа С.Г.Ивенского, автора небольшого исследования о творчестве Вахрушова, изданного в Вологде в 1960 году. Вахрушов уделял большое внимание архитектурным памятникам своего края, многие из них, давно утраченных, запечатлены на его картинах и акварелях. Один из любимых маршрутов художника – Кокшеньга. Так по имени протекающей там живописной реки называлась издавна местность, по которой любил путешествовать художник с этюдником.
«Спас на Кокшеньге» — это пейзаж настроения. Вместе с художником мы издали любуемся стройными пропорциями шатровой Спасо-Преображенской церкви, возвышающейся над низкими деревенскими домами. Перед нами на земной полусфере высятся слева мощные стога, темные силуэты которых контрастируют с освещенными мягким предзакатным солнцем подвижными облаками. Композиция и колорит работы отличаются простотой и цельностью. Эта небольшая по формату картина кажется монументальной, в ней передана строгая красота неяркой русской природы с ее необъятными просторами и величавым покоем. Она близка чувствам писателя Александра Солженицына: «Пройдя поселками средней России, начинаешь понимать, в чем ключ умиротворяющего русского пейзажа. Он – в церквах. Взбежавшие на пригорки, взошедшие на холмы, царевнами белыми и красными вышедшие к широким рекам, колокольнями стройными, точеными, резными поднявшиеся над соломенной и тесовой повседневностью – они издалека-издалека кивают друг другу, они из сел разобщенных, друг другу невидимых, поднимаются к единому небу. И где бы ты в поле, в лугах ни брел вдали от всякого жилья, — никогда ты не один: поверх лесной стены, стогов наметанных и самой земной округлости всегда манит тебя маковка колоколенки».