РУБРИКА «НЕСКУЧНАЯ КЛАССИКА В ШАЛАМОВСКОМ ДОМЕ» | Вологодская областная картинная галерея

РУБРИКА «НЕСКУЧНАЯ КЛАССИКА В ШАЛАМОВСКОМ ДОМЕ»

Феодосием Вахрушовым по праву гордится Тотемская земля. Этот выдающийся художник и деятель культуры, «горячий патриот отчизны» удостоен на родине памятника.  Юноше из бедной семьи благодаря помощи богатой купчихи, высоко оценившей его редкую одаренность, удалось получить хорошее профессиональное образование в столице. В 1886-1888 годах он учился в Школе рисования, ваяния и зодчества и после такой основательной подготовки в 1889 поступил в Императорскую академию художеств, где последние два учебных года занимался в мастерской И.Е. Репина, совершенствуясь в портретной живописи. В 1897 году Вахрушов окончил Академию художеств с дипломом и правом преподавания рисования в средних учебных заведениях.

Затем он был утвержден в штате профессора В.П.Верещагина, занимавшегося возобновлением росписей Киево-Печерской лавры. Не только церковными росписями занимался там Вахрушов, он с увлечением писал пейзажные этюды, в которых выразилось его восхищение яркой южной природой. Приезжая на зиму домой, молодой живописец отдавал свои силы портрету и достиг в этом жанре серьезных успехов. К сожалению, монументальные росписи художника и на Украине, и в Тотьме — в Богоявленском соборе и домовой церкви Сергия Радонежского в духовном училище не сохранились, они погибли вместе с храмами. О них можно получить представление только по некоторым сохранившимся эскизным работам.

Жизнь вдалеке от столицы Вахрушов выбрал сам, поселившись в 1914 году в Тотьме, желая быть свободным в своих творческих устремлениях и принести как можно больше пользы родному краю, и сильно преуспел в этом. Деятельность его была обширной и разнообразной: живописец и рисовальщик, оформитель любительских спектаклей,  краевед и  музейный деятель, один из основателей Тотемского музея, собравший для него большое количество экспонатов и завещавший ему свои произведения, активный участник и экспонент Северного кружка любителей изящных искусств. И это не полный перечень его занятий. Большая часть творческого наследия художника хранится в Тотемском музейном объединении, многие его работы находятся в музеях Вологодской области, есть они в региональных музеях страны и в частных коллекциях.

В собрании Вологодской областной картинной галереи Феодосий Вахрушов представлен, преимущественно, как мастер пейзажного жанра, в котором наиболее ярко выразился его талант. Один из лучших его пейзажей —  «Спас на Кокшеньге» (1909)  поступил в галерею  от вологжанки Л.Т. Голиковой в 1967 году, ранее был в собрании директора Вологодской областной картинной галереи(1950е-1970-е), искусствоведа С.Г.Ивенского,  автора небольшого исследования о творчестве Вахрушова, изданного в Вологде в 1960 году.  Вахрушов уделял большое внимание архитектурным памятникам своего края, многие из них, давно утраченных, запечатлены на его картинах и акварелях. Один из любимых маршрутов художника – Кокшеньга.  Так по имени протекающей там живописной реки называлась издавна местность, по которой любил путешествовать художник с этюдником.

 «Спас на Кокшеньге» — это пейзаж настроения.  Вместе с художником мы издали любуемся стройными пропорциями шатровой Спасо-Преображенской церкви, возвышающейся над низкими деревенскими домами. Перед нами на земной полусфере высятся слева мощные стога, темные силуэты которых контрастируют с освещенными мягким предзакатным солнцем подвижными облаками.  Композиция и колорит работы отличаются простотой и цельностью. Эта небольшая по формату картина кажется монументальной, в ней передана строгая красота неяркой русской природы с ее необъятными просторами и величавым покоем. Она близка чувствам писателя Александра Солженицына: «Пройдя поселками средней России, начинаешь понимать, в чем ключ умиротворяющего русского пейзажа. Он – в церквах. Взбежавшие на пригорки, взошедшие на холмы, царевнами белыми и красными вышедшие к широким рекам, колокольнями стройными, точеными, резными поднявшиеся над соломенной и тесовой повседневностью – они издалека-издалека кивают друг другу, они из сел разобщенных, друг другу невидимых, поднимаются к единому небу. И где бы ты в поле, в лугах ни брел вдали от всякого жилья, — никогда ты не один: поверх лесной стены, стогов наметанных и самой земной округлости всегда манит тебя маковка колоколенки».

 

 

 

 

 

Сложности с получением «Пушкинской карты» или приобретением билетов? Знаете, как улучшить работу учреждений культуры? Напишите — решим!

Заявка успешно отправлена

Спасибо за вашу заявку! Мы свяжемся с вами в ближайшее время

Бронирование билетов

Укажите данные для связи, мы перезвоним для уточнения деталей

Нажимая на кнопку, Вы соглашаетесь на обработку персональных данных

Заявка успешно отправлена

Оставьте заявку, мы перезвоним для уточнения деталей заказа

Оформить заказ

Укажите данные для связи, мы перезвоним для уточнения деталей

Нажимая на кнопку, Вы соглашаетесь на обработку персональных данных