РУБРИКА «НЕСКУЧНАЯ КЛАССИКА В ШАЛАМОВСКОМ ДОМЕ» | Вологодская областная картинная галерея

РУБРИКА «НЕСКУЧНАЯ КЛАССИКА В ШАЛАМОВСКОМ ДОМЕ»

Родина братьев Васнецовых – село Рябово в Вятском крае. Их отец, местный священник, был незаурядной личностью: знал несколько языков, увлекался поэзией, музыкой, философией, астрономией и  рисованием. Этот  универсализм передался  Аполлинарию, который стал не только художником, но и  ученым, историком, археологом, писателем, педагогом, теоретиком искусства и одним из основателей художественно-исторического музея в Вятке. Многие ранние рисунки Аполлинария  сделаны под руководством Виктора, который был старше его на 10 лет и обучался в Императорской Академии художеств в Петербурге. Аполлинарию, оставшемуся в 14 лет сиротой, не суждено было получить систематического профессионального образования. Когда по настоянию отца ему пришлось поступить в 1866 году в Вятское духовное училище, Виктор нашел ему педагога, ссыльного польского художника-романтика Эльвиро Андриолли, который добивался от своего ученика силы и смелости в рисунке.

В жизни Аполлинария Васнецова огромную роль играли духовно-нравственные искания. Увлекшийся идеями народничества, он после окончания учебы год проработал сельским учителем  в Орловской губернии, но вскоре понял, что это не его поприще. Он переехал в Москву и вскоре, в 1879 году «впрягся в телегу художника», стал писать пейзажные этюды, а для заработка выполнял  иллюстрации для разных журналов. Летом он часто работал на пленэре в красивейшей подмосковной усадьбе Абрамцево, с владельцами которой, семьей Саввы Мамонтова, был дружен его брат Виктор. Там же был и Василий Поленов,  учивший молодого художника «писать ярче и красочнее».

Общение с маститыми художниками, такими, как Илья Репин, Василий Суриков и талантливой молодежью —  Константином  Коровиным, Валентином Серовым стало для Аполлинария своеобразной школой мастерства. Некоторое время он жил в Петербурге, много путешествовал по стране и за рубежом. Москва, которую очень полюбил художник, ее древности, ее история, стали  главными  темами  его творчества. Вместе с тем его всегда  влекла к себе природа, он был  автором ландшафтных пейзажей, как масштабных, эпических,  так и камерных.

Один из них находится в постоянной экспозиции нашей галереи. Это небольшая картина «Заросший пруд» (1910-е), подаренная  в 1977 году москвичкой К.М. Протоповой по завещанию ее мужа, уроженца Вологды, профессора А.Ф. Протопопова. Поэтичный  пейзажный мотив  заросшего пруда встречается и у других мастеров, например,  в хорошо знакомых многим зрителям прекрасных лирических полотнах В.Поленова и В.Серова. Живописные пруды, как правило, были украшением  усадебных парков. К образу русской усадьбы художники на рубеже XIX-XX веков обращались довольно часто. Она была для них в это сложное, быстро меняющееся время своеобразным воплощением стабильности и  духовно-исторической традиции, на которой держалась русская культура.

Аполлинарий Васнецов не был исключением,  в  1910-е годы он постоянно гостил  в усадьбе Демьяново неподалеку от Клина, принадлежавшей адвокату и коллекционеру Владимиру Танееву, брату композитора Сергея Танеева. Там часто собиралась творческая интеллигенция, велись интереснейшие беседы. В большом живописном парке, где были два глубоких пруда, Зеленый и Царский, художник много и увлеченно работал на пленэре. «Писать, писать с натуры, пока глаза видят и руки держат кисть. За этюдником молодеешь! Особенно, когда на природе, и природа красива»,- говорил Васнецов. Исследователи его творчества  предположили,  что наша картина,  как и ряд подобных ей  небольших законченных этюдов, передающих настроение и душевные переживания художника, создана именно там. Это камерная лирическая работа с оттенком легкой грусти и романтической таинственности, чему способствует и мягкое золотистое вечернее освещение, и густота зелени, которая скорее напоминает девственную чащу, чем ухоженный парк. Васнецова неизменно влекли к себе такие уголки цивилизованной природы, где он мог полнее почувствовать свою слитность с ней, «места, совершенно дикие, как в лесу». Сам художник «настроение и поэзию в картинах» оценивал, как «затаенную глубоко мысль, вложенную в пластический образ и улавливаемую внутренним чувством». 

Сложности с получением «Пушкинской карты» или приобретением билетов? Знаете, как улучшить работу учреждений культуры? Напишите — решим!

Заявка успешно отправлена

Спасибо за вашу заявку! Мы свяжемся с вами в ближайшее время

Бронирование билетов

Укажите данные для связи, мы перезвоним для уточнения деталей

Нажимая на кнопку, Вы соглашаетесь на обработку персональных данных

Заявка успешно отправлена

Оставьте заявку, мы перезвоним для уточнения деталей заказа

Оформить заказ

Укажите данные для связи, мы перезвоним для уточнения деталей

Нажимая на кнопку, Вы соглашаетесь на обработку персональных данных