Коровин Константин Алексеевич. 1861-1939
Девушка с гитарой. 1916.
Холст, масло.
Вологодская областная картинная галерея
Константин Коровин был феноменально одаренной личностью. Славу ему принесли картины, монументальные панно, театральные декорации и костюмы. Он оказался хорошим педагогом. Он замечательно пел, в художественно-артистических кругах пользовался известностью, как изумительный рассказчик, а впоследствии, во время эмиграции в Париже, стал талантливым мемуаристом и писателем. Более того, он был красив, доброжелателен, артистичен и исключительно обаятелен. «Сколько в нем было прелести, природного прельщения! – писал Александр Бенуа. — Он притягивал к себе, так и хотелось сойтись с ним поближе».
Коровин родился в Москве в семье содержателей ямщицкого извоза. Художественную одаренность он и его брат Сергей, также ставший живописцем, унаследовали от родителей, которые хорошо рисовали. Происходившая из дворянского рода Волковых мать обладала еще и способностями к музыке: пела и играла на арфе. В период строительства железных дорог семья разорилась, но братья уже были определены в Московское училище живописи, ваяния и зодчества. Впоследствии Константин, обучавшийся с 1875 по 1886 годы, тоже стал там преподавать. Его наставниками были мастер лирического пейзажа Алексей Саврасов и Василий Поленов, знакомивший учеников с новейшими течениями европейского искусства.
Благодаря Поленову Коровин органично вошел в Абрамцевский художественный кружок. Это уникальное объединение талантливых деятелей культуры сыграло важнейшую роль в развитии личности и творчества молодого художника. Семья Мамонтовых тепло приняла его. В лице Валентина Серова и Михаила Врубеля он обрел и верных друзей, и единомышленников. Их общими усилиями формировался новый взгляд на мир, новая эстетика, новое отношение к средствам выразительности, которые определили развитие русского искусства в начале XX века. «Искусство должно давать счастье и радость, — утверждал Поленов, — иначе оно ничего не стоит». «Нужны картины, которые близки сердцу, на которые бы отзывалась душа. Нужен свет — больше отрадного, светлого», — отмечал в своем рабочем альбоме Коровин.
Русским импрессионистом его называли еще до того, как он познакомился с картинами французских мастеров этого стиля. Сам он так не считал и впоследствии заявлял: «У меня нет направления и нет моды – нет ни импрессионизма, ни кубизма, никакого изма».
Современники не сразу приняли художественный язык Коровина. Его импульсивность и новаторская по своим приемам живописная техника — этюдная, с быстрыми рельефными мазками, с упором на выявление в природе сиюминутного впечатления и в то же время характерного, — казалась грубой и небрежной. Нападки критиков, называвших иногда его работы «сплошной мазней», очень огорчали художника. Безусловно, были и ценители его яркого, жизнеутверждающего дарования, была и дружеская поддержка. Затруднений с выбором сюжета у него никогда не возникало, самые обычные вещи и явления были ему интересны, писал он с вечно юным воодушевлением, любуясь и восторгаясь их красотой, открывшейся ему. «Красота и радость жизни… Передача этой радости и есть суть картины, куски моего холста, моего я», — утверждал художник.
Радостью бытия, ощущением счастья пронизана его картина «Девушка с гитарой»(1916). Она была передана в нашу галерею в 1953 году из Вологодского областного краеведческого музея, ранее находилась в Государственном музейном фонде.
Стройную молодую музыкантшу живописец поместил в соответствующую ее облику обстановку – уютную, с простой мебелью комнату деревянного загородного дома с большим окном, в котором виден залитый солнцем зеленый сад, и букетом ярких цветов на столе. Удивительно красив и гармоничен звучный теплый колорит картины. Это настоящий праздник для глаз! У блестящего колориста Коровина цвет ассоциировался с музыкой. «Фальшивый аккорд красок так же режет глаз художника, — уверял он своих учеников, — как фальшивый аккорд ухо музыканта».
Фигура героини написана обобщенно, черты ее лица не проработаны, поэтому довольно затруднительно установить ее личность. Интересные предположения на этот счет возникли у Любови Георгиевны Сосниной. Моделью, по ее мнению, могла быть актриса Малого театра и Театра Корша Надежда Ивановна Комаровская, оставившая о Коровине воспоминания увлекательно и живо написанные; ее он неоднократно писал в 1910-е годы. Возможно, позировала для этой картины его постоянная модель — Наталья Николаевна Вышеславцева, жена его друга. Маловероятно, что здесь изображена жена художника Анна Яковлевна, так как он не оставил ни одного ее портрета. Она не отличалась крепким здоровьем и жизнерадостностью, к живописи большого интереса не проявляла. По образному выражению одного из друзей Коровина, «написанные художником прекрасные розы доставались публике, шипы же оставались дома».