РУБРИКА «НЕСКУЧНАЯ КЛАССИКА В ШАЛАМОВСКОМ ДОМЕ» | Вологодская областная картинная галерея

РУБРИКА «НЕСКУЧНАЯ КЛАССИКА В ШАЛАМОВСКОМ ДОМЕ»

Коровин Константин Алексеевич. 1861-1939
Девушка с гитарой. 1916.
Холст, масло.
Вологодская областная картинная галерея

Константин Коровин был феноменально одаренной личностью. Славу ему принесли картины, монументальные панно, театральные декорации и костюмы. Он оказался хорошим педагогом. Он замечательно пел, в художественно-артистических кругах пользовался известностью, как изумительный рассказчик, а впоследствии, во время эмиграции в Париже, стал талантливым мемуаристом и писателем. Более того, он был красив, доброжелателен, артистичен и исключительно обаятелен. «Сколько в нем было прелести, природного прельщения! – писал Александр Бенуа. — Он притягивал к себе, так и хотелось сойтись с ним поближе».

Коровин родился в Москве в семье содержателей ямщицкого извоза. Художественную одаренность он и его брат Сергей, также ставший живописцем, унаследовали от родителей, которые хорошо рисовали. Происходившая из дворянского рода Волковых мать обладала еще и способностями к музыке: пела и играла на арфе. В период строительства железных дорог семья разорилась, но братья уже были определены в Московское училище живописи, ваяния и зодчества. Впоследствии Константин, обучавшийся с 1875 по 1886 годы, тоже стал там преподавать. Его наставниками были мастер лирического пейзажа Алексей Саврасов и Василий Поленов, знакомивший учеников с новейшими течениями европейского искусства.

Благодаря Поленову Коровин органично вошел в Абрамцевский художественный кружок. Это уникальное объединение талантливых деятелей культуры сыграло важнейшую роль в развитии личности и творчества молодого художника. Семья Мамонтовых тепло приняла его. В лице Валентина Серова и Михаила Врубеля он обрел и верных друзей, и единомышленников. Их общими усилиями формировался новый взгляд на мир, новая эстетика, новое отношение к средствам выразительности, которые определили развитие русского искусства в начале XX века. «Искусство должно давать счастье и радость, — утверждал Поленов, — иначе оно ничего не стоит». «Нужны картины, которые близки сердцу, на которые бы отзывалась душа. Нужен свет — больше отрадного, светлого», — отмечал в своем рабочем альбоме Коровин.

Русским импрессионистом его называли еще до того, как он познакомился с картинами французских мастеров этого стиля. Сам он так не считал и впоследствии заявлял: «У меня нет направления и нет моды – нет ни импрессионизма, ни кубизма, никакого изма».

Современники не сразу приняли художественный язык Коровина. Его импульсивность и новаторская по своим приемам живописная техника — этюдная, с быстрыми рельефными мазками, с упором на выявление в природе сиюминутного впечатления и в то же время характерного, — казалась грубой и небрежной. Нападки критиков, называвших иногда его работы «сплошной мазней», очень огорчали художника. Безусловно, были и ценители его яркого, жизнеутверждающего дарования, была и дружеская поддержка. Затруднений с выбором сюжета у него никогда не возникало, самые обычные вещи и явления были ему интересны, писал он с вечно юным воодушевлением, любуясь и восторгаясь их красотой, открывшейся ему. «Красота и радость жизни… Передача этой радости и есть суть картины, куски моего холста, моего я», — утверждал художник.

Радостью бытия, ощущением счастья пронизана его картина «Девушка с гитарой»(1916). Она была передана в нашу галерею в 1953 году из Вологодского областного краеведческого музея, ранее находилась в Государственном музейном фонде.

Стройную молодую музыкантшу живописец поместил в соответствующую ее облику обстановку – уютную, с простой мебелью комнату деревянного загородного дома с большим окном, в котором виден залитый солнцем зеленый сад, и букетом ярких цветов на столе. Удивительно красив и гармоничен звучный теплый колорит картины. Это настоящий праздник для глаз! У блестящего колориста Коровина цвет ассоциировался с музыкой. «Фальшивый аккорд красок так же режет глаз художника, — уверял он своих учеников, — как фальшивый аккорд ухо музыканта».

Фигура героини написана обобщенно, черты ее лица не проработаны, поэтому довольно затруднительно установить ее личность. Интересные предположения на этот счет возникли у Любови Георгиевны Сосниной. Моделью, по ее мнению, могла быть актриса Малого театра и Театра Корша Надежда Ивановна Комаровская, оставившая о Коровине воспоминания увлекательно и живо написанные; ее он неоднократно писал в 1910-е годы. Возможно, позировала для этой картины его постоянная модель — Наталья Николаевна Вышеславцева, жена его друга. Маловероятно, что здесь изображена жена художника Анна Яковлевна, так как он не оставил ни одного ее портрета. Она не отличалась крепким здоровьем и жизнерадостностью, к живописи большого интереса не проявляла. По образному выражению одного из друзей Коровина, «написанные художником прекрасные розы доставались публике, шипы же оставались дома».

Сложности с получением «Пушкинской карты» или приобретением билетов? Знаете, как улучшить работу учреждений культуры? Напишите — решим!

Заявка успешно отправлена

Спасибо за вашу заявку! Мы свяжемся с вами в ближайшее время

Бронирование билетов

Укажите данные для связи, мы перезвоним для уточнения деталей

Нажимая на кнопку, Вы соглашаетесь на обработку персональных данных

Заявка успешно отправлена

Оставьте заявку, мы перезвоним для уточнения деталей заказа

Оформить заказ

Укажите данные для связи, мы перезвоним для уточнения деталей

Нажимая на кнопку, Вы соглашаетесь на обработку персональных данных