РУБРИКА «НЕСКУЧНАЯ КЛАССИКА В ШАЛАМОВСКОМ ДОМЕ» | Вологодская областная картинная галерея

РУБРИКА «НЕСКУЧНАЯ КЛАССИКА В ШАЛАМОВСКОМ ДОМЕ»

Жуковский Станислав Юлианович. 1837-1944.
Выпал снег (Ранний снег). 1910-е.
Холст, масло.
Вологодская областная картинная галерея

«Много красивой поэтической правды в холстах Жуковского. Он обладает тайной, которою владели Куинджи и Левитан, — отмечал художественный критик и писатель Николай Брешко-Брешковский в марте 1910 года в «Биржевых ведомостях». – Это чисто чеховская манера обобщать пейзаж, подчинить его господствующему настроению едва ли не целой страны». Этот восторженный и вместе с тем правдивый отзыв — один из многих, адресованных прекрасному живописцу Станиславу Жуковскому в пору расцвета его дарования.

Родился Станислав Жуковский в 1875 году, на мызе Ендриховцы Волковыского уезда Гродненской губернии в семье польских дворян, которая пострадала в 1863 году после подавления русским правительством польского восстания, лишилась прав и состояния. Учился Станислав сначала в Варшавской классической гимназии, затем родители перевели его в Белостокское реальное училище, где он всерьез увлекся рисованием, которое преподавал художник Сергей Южанин, проживший более 10 лет в Италии. Он и писал в основном ее природу, тогда как юному его ученику суждено было стать прославленным мастером русского пейзажа.

Вероятно, не без помощи учителя, который смог найти своему подопечному покровителей из состоятельной местной среды, Жуковский вопреки воле сурового отца, ни во что не ставившего профессию художника, отважился на поступление в 1892 году в Московское училище живописи, ваяния и зодчества. Станиславу пришлось для этого прибавить себе два года, чтобы считаться совершеннолетним, не зависевшим от родителей, и тогда его зачислили вольнослушателем.

Наставниками его были Василий Поленов, Леонид Пастернак, Сергей Коровин. Иногда Жуковского называли учеником Исаака Левитана, оказавшего большое влияние на его творчество. Сам он, по воспоминаниям друга, архитектора Юлия Савицкого, так говорил об этом: «Формально я никогда не был его учеником. Я никогда не занимался у него в классе. Но я многое понял и многому научился, всегда с огромным интересом изучая его картины. Только в этом смысле меня можно считать учеником Левитана». «Подвижен, как ртуть, всегда другой и всегда интересный, всегда левитановец по духу, он вдруг зазвучал мажором, развеял дымку грусти», — с удивлением замечал о Жуковском в 1911 году один из рецензентов художественных выставок. Коллега его, восхищаясь правдивостью, искренностью, свежестью и доступностью для понимания зрителями полотен Жуковского, был убежден в том, что «в его произведениях примиряются с новейшими течениями и те, кто их не признавал».

Жуковский смело использовал красочные, свето-воздушные и пространственные открытия современной ему европейской живописи. Он работал в импрессионистической манере, сталкивая теплые и холодные цветовые пятна-мазки; сочетая широкий мазок с рельефным, как бы вплетающимся в живописную ткань картины. Такая техника письма, характерная для многих его современников, давала представление о темпераменте автора. Его образы просты и лаконичны, а красота и декоративность колорита создает у зрителей приподнятое настроение. Левые течения в искусстве этого мастера не привлекали. С уважением отзываясь о современных ему французских художниках, он заявлял, что не выносит, «когда пишут русскую природу, подгоняя ее под полотна Сезанна».

В послереволюционной России творчество Станислава Жуковского оказалось не востребованным. В 1923 году он уехал в Варшаву, где провел последние десятилетия своей жизни вплоть до трагической гибели в фашистском концлагере. Две родины имел художник – Россию и Польшу, и обе они ему были одинаково дороги.

Он пользовался широкой известностью, как замечательный мастер пейзажа и усадебного интерьера. Больше всего Жуковского привлекали природа и дворянские усадьбы средней полосы России. Некоторые его современники считали, что в его работах звучат настроения «Вишневого сада». Продолжительное время Жуковский работал в Тверской, а затем в Орловской и Московской губерниях. Писал он только с натуры, она была основой его поэтического образа, а выбранный им мотив всегда отвечал его внутренней сущности и захватывал его целиком. Приступая к работе, он находил такую точку зрения, которая уже сама по себе ограничивала пространство и создавала композицию. Его пейзажи остро схвачены, всесторонне продуманы и прекрасно композиционно выстроены. Рассматривая их, зрители проникаются очарованием всех времен года и переходных состояний между ними.

В картине «Выпал снег» или «Ранний снег», написанной художником предположительно в 1910-е годы, поступившей в Вологодскую областную картинную галерею в 1962 году из Министерства культуры РСФРС, ощущается предчувствие зимы, ее неизбежность. В этом приусадебном пейзаже чувствуется незримое присутствие людей, словно растворившихся в природе, полной красоты и гармонии. Выразителен колорит работы, строящийся на контрасте теплых и холодных тонов — пышного яркого осеннего убора деревьев и свежей белизны неожиданно выпавшего снега. В картине мастерски передана пространственная глубина; взгляд зрителя, следующий за причудливым изгибом поросшего деревьями водоема, невольно останавливается на темно-красном пятне полускрытого стволами деревьев паркового строения на дальнем берегу. Холодом тянет от потемневшей воды, покрытой рябью поднятых ветром волн. Одинокая скамья на переднем плане и рядом с ней цветочная клумба, припорошенные первым снегом, и легкая россыпь золотистых листьев на нем словно напоминают об ушедшем лете, создают лирическое настроение светлой грусти.

 

Заявка успешно отправлена

Спасибо за вашу заявку! Мы свяжемся с вами в ближайшее время

Бронирование билетов

Укажите данные для связи, мы перезвоним для уточнения деталей

Нажимая на кнопку, Вы соглашаетесь на обработку персональных данных

Заявка успешно отправлена

Оставьте заявку, мы перезвоним для уточнения деталей заказа

Оформить заказ

Укажите данные для связи, мы перезвоним для уточнения деталей

Нажимая на кнопку, Вы соглашаетесь на обработку персональных данных