РУБРИКА «НЕСКУЧНАЯ КЛАССИКА В ШАЛАМОВСКОМ ДОМЕ» | Вологодская областная картинная галерея

РУБРИКА «НЕСКУЧНАЯ КЛАССИКА В ШАЛАМОВСКОМ ДОМЕ»

КРЫЖИЦКИЙ КОНСТАНТИН ЯКОВЛЕВИЧ. 1858-1911.
Дубы. 1893.
Холст, масло.
Вологодская областная картинная галерея

Будущий художник родился в Киеве, в семье состоятельного купца, имевшего дом  на Владимирской горке, из окон которого открывался прекрасный вид на широкий Днепр и зеленые дали. Эти отрадные впечатления не могли не сказаться на его творчестве. Рисованию он стал обучаться поздно, только в 17 лет, когда в Киеве открылась общедоступная Рисовальная школа Николая Мурашко, талантливого пейзажиста и педагога. Окончив ее в 1876 году, Константин продолжил образование в 1877 году в Петербурге в Императорской Академии художеств, где его наставником был пейзажист  Михаил Клодт,   представитель  большой художественной семьи Клодтов, баронов фон Юргенсбург.  Крыжицкий считался одним из лучших студентов, обучение завершил в 1884 году с малой золотой медалью за картину «Дубы».

С этого времени он обосновался в Петербурге, преподавал  рисование в Николаевском сиротском институте, писал пейзажи, которые пользовались спросом у многих коллекционеров. Его картины экспонировались на выставках передвижников и других, как  в России, так  и за рубежом, в Мюнхене и Лондоне. Художник путешествовал по  Прибалтике и Европе. Замечательный мастер  акварели, он был членом и  экспонентом  Общества русских акварелистов с момента его основания в 1887 году.  Творчество художника развивалось на рубеже XIX-XX веков, в период формирования новых представлений об искусстве, в острой борьбе быстро возникающих различных художественных объединений.

Крыжицкий был убежден в том,  что свой неповторимый взгляд на мир и есть признак истинного творца, а вовсе не  причина для противостояния инакомыслящим. «Я отношусь с должным уважением к чужому труду, — заявлял он, — признаю право на существование и на должную  роль в деле эволюции искусства каждого художника. Исходя из этих соображений терпимости, я начал организовывать «Общество имени  Куинджи», надеясь  объединить художников в одну дружественную семью, без различия партий и верований, полагая, что только совместными усилиями они могут вести одинаково всем им дорогое дело русского искусства».

Архип Куинджи не только стоял у истоков этой организации, целью которой была материальная и духовная поддержка всех ее членов, устройство выставок, выплата пособий, он отдал для этой цели практически все свои средства. Со студенческих времен Крыжицкий восхищался его уникальным дарованием  и стремился его поддержать.

Как человек редкой душевной чистоты и очень ранимый, Крыжицкий всегда терялся и сильно страдал, сталкиваясь с непорядочностью и корыстью. Не выдержав развязанной против него травли по несправедливому обвинению в плагиате, он  в апреле 1911 года он ушел из жизни в расцвете своего дарования. Он был автором  многочисленных картин и акварелей, находящихся в частных и музейных русских и зарубежных собраниях. Две его картины и акварель хранятся в нашей галерее.

Картина «Дубы» (1893), вне всякого сомнения, один из лучших пейзажей в постоянной экспозиции Шаламовского дома. Она поступила в Вологодскую областную картинную галерею в 1953 году из Вологодского областного краеведческого музея, куда была передана из Государственного музейного фонда. Эта подписная и датированная  работа — авторское повторение дипломной работы Крыжицкого, выполненное по заказу неустановленного лица. Изображая заснеженный лес в лучах неяркого солнца, художник сосредоточил внимание  на  больших деревьях, находящихся на переднем плане. Чтобы усилить впечатление от их мощи, он срезал их кроны кромкой картины. Тщательно проработаны их стволы с темной, толстой, шершавой корой, местами поросшие мхом. Эта особенность облика старых деревьев всегда интересовала художника. Мастерски написан снег с синими тенями. Удивительно красив насыщенный колорит картины, рождающий светлые, отрадные чувства. Современники живописца считали, что «он всегда остается верен добрым традициям хорошей пейзажной школы прежних времен, из которой вышли Шишкин, Клодт и другие наши выдающиеся пейзажисты. Крыжицкий  воссоздает с необычайной техникой природу живую, не фантастическую и не придуманную. Этим он дорог всем, кто искренне любит Божий мир, кто способен к тихим созерцательным настроениям».

 

Сложности с получением «Пушкинской карты» или приобретением билетов? Знаете, как улучшить работу учреждений культуры? Напишите — решим!

Заявка успешно отправлена

Спасибо за вашу заявку! Мы свяжемся с вами в ближайшее время

Бронирование билетов

Укажите данные для связи, мы перезвоним для уточнения деталей

Нажимая на кнопку, Вы соглашаетесь на обработку персональных данных

Заявка успешно отправлена

Оставьте заявку, мы перезвоним для уточнения деталей заказа

Оформить заказ

Укажите данные для связи, мы перезвоним для уточнения деталей

Нажимая на кнопку, Вы соглашаетесь на обработку персональных данных