РУБРИКА «НЕСКУЧНАЯ КЛАССИКА В ШАЛАМОВСКОМ ДОМЕ» | Вологодская областная картинная галерея

РУБРИКА «НЕСКУЧНАЯ КЛАССИКА В ШАЛАМОВСКОМ ДОМЕ»

КЛЕВЕР ЮЛИЙ ЮЛЬЕВИЧ. 1850-1924
Зимний пейзаж. В инее. 1895.
Холст, масло.
Вологодская областная картинная галерея

Необычайная популярность, которую снискал при жизни пейзажист Юлий Клевер, поражает воображение. Как свидетельствовали современники живописца, «его имя известно не только миру художников и всем, следящим за русским искусством, но и глухой провинции и даже деревне». Его картины покупали представители разных слоев общества: от царской фамилии до трактирщиков, украшавших ими свои «заведения». Репродукции с его многочисленных полотен, которые особенно часто публиковал журнал для семейного чтения «Нива», расходились по всей стране и далеко за ее пределами. Родители, готовившие сына к «солидной», по их мнению, карьере архитектора, и предположить не могли, какая громкая слава и достаток суждены ему на «ненадежном» поприще живописца.

Детство и юность Юлия Клевера прошли в эстонском городе Тарту (Дерпте), где он родился в 1850 году в семье магистра химии, преподавателя Ветеринарного института. Красота природы и старинной архитектуры рождали романтические переживания в душе одаренного мальчика, обучавшегося рисованию у художника Карла Кюгельхена. Окончив гимназию, Юлий уехал в Петербург и поступил в архитектурные классы Академии художеств, но следуя своему влечению, в 1870 году стал учеником профессора пейзажной живописи Сократа Воробьева, а затем – Михаила Клодта. Академическое преподавание не удовлетворяло полного смелых замыслов молодого художника, занятия он посещал редко и вскоре был исключен.

Уверенность Клевера в своих силах способствовала стремительному успеху. Его пейзажи приобрели в 1871-1872 годах очень влиятельные в художественном мире люди – граф Павел Строганов, крупнейший коллекционер, видный член Общества поощрения художеств, и президент Академии художеств великая княгиня Мария Николаевна. Покупка одной из его работ Александром II принесла Клеверу звание классного художника первой степени; звание академика он получил в 1878 году за картину «Старый парк», которую повторял неоднократно. Пейзаж «Девственный лес» (1880) купил для своей галереи Павел Третьяков. За полотно «Лесная глушь» (1880) Академия художеств присвоила Клеверу звание профессора и предоставила в своем здании квартиру и мастерскую. Картины 1880-х годов «Лесной царь» и «Красная шапочка» сделали его известным за рубежом.

Серьезно и много работая на натуре, Клевер в своих пейзажных композициях, в противоположность Ивану Шишкину, совсем не стремился к точности изображения, а напротив, охотно жертвовал ею ради выразительности картины в целом. В отличие от не избежавших мелочной детализации многих современников-пейзажистов, за исключением Архипа Куинджи, он ценил выразительность пятна, силуэта, контура, которые нередко достигали в его работах подлинной остроты. Особенно привлекали его суровые колористические эффекты осени и зимы. Тогдашние зрители были убеждены в том, что его работы новы, смелы, самобытны и заставляют полюбить северную русскую природу.

Клевер не скрывал наличие помощников. К ним он относился с душевной теплотой, и они, например, ставшие впоследствии достаточно известными художниками Петр Бучкин и Николай Самокиш, ценили это. Прекрасно зарабатывая, мэтр бескорыстно помогал другим. Знаменитый критик Владимир Стасов в конце 1870-х годов отмечал: «Клевер — художник не без дарования, но идет скорыми шагами к устройству своей собственной рутины». Подобную оценку своим произведениям дал впоследствии и сам живописец: «Работал я спешно и много, перестал изучать природу, пользовался готовыми впечатлениями и писал одну за другой свои «клеверовские» картины с зимним пепельно-розовым закатом и рогатыми деревьями».

Таков и его «Зимний пейзаж» 1895 года, переданный в Вологодскую областную картинную галерею в 1954 году из Саратовского государственного художественного музея имени А.Н.Радищева. Обаяние этой картины в ее слегка романтизированном сюжете, простом и понятном всем зрителям. В ней нет ярких красок, мягкая спокойная колористическая гамма строится на вариациях сближенных тонов, верно передающих атмосферу ранних зимних сумерек. Эффектны большие, с нарочито изломанными ветвями, заснеженные деревья, за которыми видна деревушка с заваленными снегом крышами низких изб. К ней в глубину полотна уводит теряющаяся среди сугробов тропинка, по которой бредет одинокий путник с посошком и котомкой за спиной. Перед ним изба с приветно светящимися окошками. Этот свет среди снежного пространства и идущий из трубы легкий дымок дают надежду на тепло и приют.

Сложности с получением «Пушкинской карты» или приобретением билетов? Знаете, как улучшить работу учреждений культуры? Напишите — решим!

Заявка успешно отправлена

Спасибо за вашу заявку! Мы свяжемся с вами в ближайшее время

Бронирование билетов

Укажите данные для связи, мы перезвоним для уточнения деталей

Нажимая на кнопку, Вы соглашаетесь на обработку персональных данных

Заявка успешно отправлена

Оставьте заявку, мы перезвоним для уточнения деталей заказа

Оформить заказ

Укажите данные для связи, мы перезвоним для уточнения деталей

Нажимая на кнопку, Вы соглашаетесь на обработку персональных данных