БОРИСОВ АЛЕКСАНДР АЛЕКСЕЕВИЧ. 1866-1934.
Зимний пейзаж. 1914.
Холст, масло.
Вологодская областная картинная галерея
«Полный вдохновения и энергии железной, закаленный человек», — такое впечатление произвел на уроженца Вологодского края писателя Владимира Гиляровского другой, прославившийся его уроженец, Александр Борисов. На персональной выставке этого художника в Санкт-Петербурге Гиляровский сочинил экспромтом стихи об одной из самых впечатляющих его картин и тут же вручил их ему. Вся жизнь этого удивительного человека и замечательного художника, которого называли «пионером Заполярья» и «баяном льдов», свидетельствует о верности мечте, силе духа и масштабе человеческих возможностей.
Крутой поворот в судьбе крестьянского мальчика Александра Борисова, уроженца и жителя деревни Глубокий ручей Сольвычегодского уезда, произошел в соответствии с известной поговоркой: «не было бы счастья, да несчастье помогло». Родители видели в сыне своего помощника и преемника, но вот случилась беда: как-то во время работы он повредил обе ноги. Глубоко верующая мать дала Богу обет, если сын выздоровеет, отправить его на год в Соловецкий монастырь помочь в трудах монахам. Так и случилось.
Тогда подросток впервые увидел другой мир. Соловки и Белое море потрясли его своей суровой красотой, и зародилось у него сильнейшее желание побывать за Полярным кругом. Когда он вновь вернулся в монастырь на работу, увидевший его рисунки архимандрит определил его в иконописную мастерскую. Дарование юноши было отмечено посетившим обитель президентом Академии художеств, великим князем Владимиром Александровичем, обещавшим ему содействие. Вопреки отцовскому гневу, Александр уехал в Санкт-Петербург, где обучался в 1888-1897 годах в Академии художеств у Ивана Шишкина и Архипа Куинджи.
Мечта молодого художника о путешествиях на Крайний Север осуществилась в 1896 году, когда он впервые побывал в Ледовитом океане вместе с экспедицией Академии наук. Привезенные им оттуда живописные работы поразили критиков и художников мастерским исполнением и новизной тематики, а признанием его таланта стало приобретение шестидесяти его картин Павлом Третьяковым. Продолжая изучать Заполярье, Борисов предпринял и другие экспедиции: в 1897 году в Большеземельскую тундру, в 1900 году с командой бывалых поморов отправился на Новую Землю. Тогда они испытали огромные трудности и едва не погибли.
Большой успех и международное признание выпали на долю Александра Борисова: его картинами восхищались зрители в Европе и Америке, он был награжден различными орденами, удостоен приема и в Зимнем дворце, и в Белом доме. Его выставки в России всегда собирали много зрителей, например, петербургскую выставку в 1914 году только за один день – 27 февраля — посетило 10 тысяч человек. Он был также членом-учредителем и экспонентом выставок Северного кружка любителей изящных искусств, автором изданных в Петербурге книг: «У самоедов. От Пинеги до Карского моря» (1907), «В стране холода и смерти» (1909).
Невозможно обойти вниманием активную общественную деятельность художника, который много писал в статьях и докладах о проблемах экономического развития Севера, разрабатывал проекты строительства железных дорог, основал курорт «Солониха».
Поселившись в своем доме-мастерской под Красноборском, где сейчас открыт музей, Борисов продолжал работать на пленэре. «У меня ведь есть еще одна слабость — лес! — признавался он корреспонденту московской газеты, — Я ученик Шишкина, и мне хотелось написать ряд картин с изображением леса не вдали, а вблизи, в самой чаще его».
«Зимний пейзаж» из серии «Зима на Северной Двине», созданный Борисовым в 1914 году, поступил в Вологодскую областную картинную галерею из частного ленинградского собрания в 1988 году. Художник любуется здесь притихшим после метели лесом. На переднем плане развилка едва видных в сугробах узких дорог: одна пролегает вправо, вдоль лесного массива, а другая уходит влево, в самую его глубину. Она словно приглашает зрителя проследовать туда, в неведомую чащу, и оказаться среди деревьев в их роскошном снежном убранстве. Строящаяся на контрасте утонченно красивая, мягкая колористическая гамма, в которой нежно-золотистый теплый тон неба оттеняет холодное голубовато-сиреневое свечение снегов, придает картине некую таинственность и очарование.