РУБРИКА «НЕСКУЧНАЯ КЛАССИКА В ШАЛАМОВСКОМ ДОМЕ» | Вологодская областная картинная галерея

РУБРИКА «НЕСКУЧНАЯ КЛАССИКА В ШАЛАМОВСКОМ ДОМЕ»

БОРИСОВ АЛЕКСАНДР АЛЕКСЕЕВИЧ. 1866-1934.
Зимний пейзаж. 1914.
Холст, масло.
Вологодская областная картинная галерея

«Полный вдохновения и энергии железной, закаленный человек», — такое впечатление произвел на уроженца Вологодского края писателя Владимира Гиляровского другой, прославившийся его уроженец, Александр Борисов. На персональной выставке этого художника в Санкт-Петербурге Гиляровский сочинил экспромтом стихи об одной из самых впечатляющих его картин и тут же вручил их ему. Вся жизнь этого удивительного человека и замечательного художника, которого называли «пионером Заполярья» и «баяном льдов», свидетельствует о верности мечте, силе духа и масштабе человеческих возможностей.

Крутой поворот в судьбе крестьянского мальчика Александра Борисова, уроженца и жителя деревни Глубокий ручей Сольвычегодского уезда, произошел в соответствии с известной поговоркой: «не было бы счастья, да несчастье помогло». Родители видели в сыне своего помощника и преемника, но вот случилась беда: как-то во время работы он повредил обе ноги. Глубоко верующая мать дала Богу обет, если сын выздоровеет, отправить его на год в Соловецкий монастырь помочь в трудах монахам. Так и случилось.

Тогда подросток впервые увидел другой мир. Соловки и Белое море потрясли его своей суровой красотой, и зародилось у него сильнейшее желание побывать за Полярным кругом. Когда он вновь вернулся в монастырь на работу, увидевший его рисунки архимандрит определил его в иконописную мастерскую. Дарование юноши было отмечено посетившим обитель президентом Академии художеств, великим князем Владимиром Александровичем, обещавшим ему содействие. Вопреки отцовскому гневу, Александр уехал в Санкт-Петербург, где обучался в 1888-1897 годах в Академии художеств у Ивана Шишкина и Архипа Куинджи.

Мечта молодого художника о путешествиях на Крайний Север осуществилась в 1896 году, когда он впервые побывал в Ледовитом океане вместе с экспедицией Академии наук. Привезенные им оттуда живописные работы поразили критиков и художников мастерским исполнением и новизной тематики, а признанием его таланта стало приобретение шестидесяти его картин Павлом Третьяковым. Продолжая изучать Заполярье, Борисов предпринял и другие экспедиции: в 1897 году в Большеземельскую тундру, в 1900 году с командой бывалых поморов отправился на Новую Землю. Тогда они испытали огромные трудности и едва не погибли.

Большой успех и международное признание выпали на долю Александра Борисова: его картинами восхищались зрители в Европе и Америке, он был награжден различными орденами, удостоен приема и в Зимнем дворце, и в Белом доме. Его выставки в России всегда собирали много зрителей, например, петербургскую выставку в 1914 году только за один день – 27 февраля — посетило 10 тысяч человек. Он был также членом-учредителем и экспонентом выставок Северного кружка любителей изящных искусств, автором изданных в Петербурге книг: «У самоедов. От Пинеги до Карского моря» (1907), «В стране холода и смерти» (1909).

Невозможно обойти вниманием активную общественную деятельность художника, который много писал в статьях и докладах о проблемах экономического развития Севера, разрабатывал проекты строительства железных дорог, основал курорт «Солониха».

Поселившись в своем доме-мастерской под Красноборском, где сейчас открыт музей, Борисов продолжал работать на пленэре. «У меня ведь есть еще одна слабость — лес! — признавался он корреспонденту московской газеты, — Я ученик Шишкина, и мне хотелось написать ряд картин с изображением леса не вдали, а вблизи, в самой чаще его».

«Зимний пейзаж» из серии «Зима на Северной Двине», созданный Борисовым в 1914 году, поступил в Вологодскую областную картинную галерею из частного ленинградского собрания в 1988 году. Художник любуется здесь притихшим после метели лесом. На переднем плане развилка едва видных в сугробах узких дорог: одна пролегает вправо, вдоль лесного массива, а другая уходит влево, в самую его глубину. Она словно приглашает зрителя проследовать туда, в неведомую чащу, и оказаться среди деревьев в их роскошном снежном убранстве. Строящаяся на контрасте утонченно красивая, мягкая колористическая гамма, в которой нежно-золотистый теплый тон неба оттеняет холодное голубовато-сиреневое свечение снегов, придает картине некую таинственность и очарование.

Сложности с получением «Пушкинской карты» или приобретением билетов? Знаете, как улучшить работу учреждений культуры? Напишите — решим!

Заявка успешно отправлена

Спасибо за вашу заявку! Мы свяжемся с вами в ближайшее время

Бронирование билетов

Укажите данные для связи, мы перезвоним для уточнения деталей

Нажимая на кнопку, Вы соглашаетесь на обработку персональных данных

Заявка успешно отправлена

Оставьте заявку, мы перезвоним для уточнения деталей заказа

Оформить заказ

Укажите данные для связи, мы перезвоним для уточнения деталей

Нажимая на кнопку, Вы соглашаетесь на обработку персональных данных