ПЕТРОВИЧЕВ ПЕТР ИВАНОВИЧ. 1874-1947.
Окраина Ростова Великого зимой (В окрестностях Ростова Великого). 1900-е.
Холст, масло.
Вологодская областная картинная галерея
Случайная встреча юного Петра Петровичева с прославленным художником Василием Верещагиным оказалась судьбоносной. Сын огородника из-под Ростова Великого, Петр трудился с 13 лет в мастерской, расположенной в одной из угловых башен Ростовского кремля, промывал старые иконы и поновлял их. Эта ремесленная работа давала ему малый заработок и надежду стать иконописцем. Но судьба распорядилась иначе. В 1890 году Ростов посетил знаменитый художник Василий Верещагин. Осматривая древности, заглянул он и в мастерскую Петровичева, разговорившись с ним, почувствовал в нем творческую жилку и попросил сделать для него пейзаж с натуры. Работа юноши так понравилась Верещагину, что он настойчиво порекомендовал ему учиться и обещал содействие.
Пешком отправился Петровичев в Москву. Жить ему было негде, и средств к существованию не предвиделось, но учиться было необходимо и документы в Училище живописи ваяния и зодчества он подал. В Успенском соборе Кремля случай вновь свел его с Василием Верещагиным. Тот сдержал свое обещание, по его настоянию Петровичев был зачислен в Училище, была внесена плата за его обучение, ему выплачивали небольшое пособие. Жил Петр, как и другие беднейшие студенты, в общежитии, а чтобы прокормиться, брался за любую работу в свободное время. В годы учебы — с 1892 по 1903 — он занимался сначала у Николая Касаткина и других опытных преподавателей.
Путеводной звездой для него стал для него пришедший в Училище в 1898 году Исаак Левитан, Петровичев считал, что именно этот прекрасный художник и серьезный педагог открыл ему глаза на природу. Увидев однажды на московской выставке картины Поля Синьяка и Камиля Писарро, Петр попробовал писать, как они. За это был раскритикован Левитаном, заявлявшим, что русские художники должны писать природу по-русски. Он убеждал студентов в том, что «ничего не может быть лучше и выше природы, только у нее нужно учиться и никому не подражать, а смотреть на все своими глазами». Под его руководством Петр Петровичев сформировался как мастер русского пейзажа, а впоследствии и сам стал педагогом. Его студенты в Художественном училище памяти 1905 года отзывались о нем с большим уважением и теплотой.
«Меня увлекала русская старина, — писал в автобиографическом очерке Петровичев. — Древние памятники зодчества знакомы мне с детства. Каждый год я посещал древние русские города: Ростов, Ярославль, Кострому, Нижний Новгород, Новгород Великий, Владимир и другие, писал там этюды. Эти этюды послужили материалом для ряда картин, посвященных русской старине. Над этими темами я работал много лет до и после революции». Многократно, с разного расстояния, в разных ракурсах он изображал Ростов Великий, создал сотни этюдов и десятки законченных полотен.
Картина «Окраина Ростова Великого зимой», написанная, предположительно, в 1900-е годы, поступила в 1962 году в Вологодскую областную картинную галерею из Министерства культуры РСФСР. Это типичный пейзаж настроения, в котором передано состояние природы и любование художника ее неяркой красотой, обаяние тихой провинциальной жизни. Мотив ее прост и правдив – высокий деревянный дом, укутанный снегом, с деревьями перед ним, низкие деревянные постройки рядом, уходящая по диагонали вглубь заснеженная дорога и строгие силуэты монастырских строений на фоне светлого неба. Письмо широкое, пастозное, обобщенное. В колористической гамме преобладают контрастирующие друг с другом, особенно любимые Петровичевым приглушенные охристо-золотистые и серо-синие цвета. Ощущение пространственной глубины дают различные цветовые оттенки. Это небольшое полотно – еще одно свидетельство неисчерпаемой любви художника к родному городу.