АННА НИКОЛАЕВНА КАРИНСКАЯ. 1871-1931.
Ранняя весна. 1918-1920.
Холст на картоне, масло.
Вологодская областная картинная галерея
Весеннее пробуждение природы всегда рождает живой отклик в душах многих людей. Этот сложный переходный период особенно интересен живописцам. Не обошла его вниманием и первая профессиональная художница Вологодского края Анна Каринская.
О ее жизни пока известно немногое. По сложившейся музейной традиции принято считать, что она родилась в обедневшей дворянской семье в Тотьме (или, возможно, в Вологде), но архивных документов на этот счет пока не удалось обнаружить. Она не получила систематического художественного образования, брала уроки живописи в Петербурге в 1890-е годы у известного пейзажиста-передвижника и педагога А.А. Киселева.
В частых поездках на этюды по разным местам Вологодской губернии, Анна Николаевна столкнулась с большой культурной неразвитостью населения, что побудило ее активно заняться просветительством. Ее имя тесно связано с организацией и деятельностью в Вологде Северного кружка любителей изящных искусств (1906-1919), она была постоянной участницей всех его выставок. Современники Каринской ценили ее творчество. В планы издательской деятельности Кружка входила монография о ней: «Художница Севера А.Н. Каринская», но осуществить это не удалось из-за революционных событий. Ее работы экспонировались не только в Вологде, но и в Москве и Петербурге, наиболее регулярно — на выставках передвижников и Московского общества любителей художеств. Она была свободной художницей и жила на очень скромные средства от продажи своих картин и своего дома у нее, по-видимому, не было. Последние годы ее жизни прошли в Москве, в приюте для вдов и сирот художников имени П.М. Третьякова, где она и скончалась. В Москве ей очень не хватало поездок с этюдником по родному краю.
Каринская писала в основном пейзажи, изредка обращалась к жанру интерьера. Ее работы являются главным образом этюдами с натуры. Как правило, они невелики по размеру. Наиболее значительные из них она тщательно, но без сухой детализации прорабатывала, доводя до законченности картины, но крайне редко подписывала и датировала. Им присущи логичность, простота и цельность – качества, которые привил ей учитель. Ее картины привлекают тонко прочувствованным обаянием природы самых обычных мест нашей губернии. Таков и ее небольшой пейзаж «Ранняя весна» (1918-1920), сочетающий в себе пленэрную свежесть и композиционную завершенность. Картина поступила в 1953 году в Вологодскую областную картинную галерею из Вологодского областного краеведческого музея. Тема этой работы — «весна воды», меняющая привычный облик природы в сельской глубинке. Разлив небольшой реки превратил малую часть берега с деревянными постройками в миниатюрный остров. Теплые охристо-золотистые тона начинающей освобождаться от снега земли, деревьев и строений контрастируют с холодными светло-серыми тонами водной глади и низкого неба с нежными голубоватыми просветами. Этот лирический пейзаж отличается мягкими спокойными красками, присущими северной природе, тонким тональным единством, здесь прекрасно передан типичный для этого времени года неяркий свет пасмурного дня и влажный воздух.