РУБРИКА «НЕСКУЧНАЯ КЛАССИКА В ШАЛАМОВСКОМ ДОМЕ» | Вологодская областная картинная галерея

РУБРИКА «НЕСКУЧНАЯ КЛАССИКА В ШАЛАМОВСКОМ ДОМЕ»

АННА НИКОЛАЕВНА КАРИНСКАЯ. 1871-1931.
Ранняя весна. 1918-1920.
Холст на картоне, масло.
Вологодская областная картинная галерея

Весеннее пробуждение природы всегда рождает живой отклик в душах многих людей. Этот сложный переходный период особенно интересен живописцам. Не обошла его вниманием и первая профессиональная художница Вологодского края Анна Каринская.

О ее жизни пока известно немногое. По сложившейся музейной традиции принято считать, что она родилась в обедневшей дворянской семье в Тотьме (или, возможно, в Вологде), но архивных документов на этот счет пока не удалось обнаружить. Она не получила систематического художественного образования, брала уроки живописи в Петербурге в 1890-е годы у известного пейзажиста-передвижника и педагога А.А. Киселева.

В частых поездках на этюды по разным местам Вологодской губернии, Анна Николаевна столкнулась с большой культурной неразвитостью населения, что побудило ее активно заняться просветительством. Ее имя тесно связано с организацией и деятельностью в Вологде Северного кружка любителей изящных искусств (1906-1919), она была постоянной участницей всех его выставок. Современники Каринской ценили ее творчество. В планы издательской деятельности Кружка входила монография о ней: «Художница Севера А.Н. Каринская», но осуществить это не удалось из-за  революционных событий. Ее работы экспонировались не только в Вологде, но и в Москве и Петербурге, наиболее регулярно — на выставках  передвижников и Московского общества любителей художеств. Она была свободной художницей и жила на очень скромные средства от продажи своих картин и своего дома у нее, по-видимому, не было. Последние годы ее жизни прошли в Москве, в приюте для вдов и сирот художников имени П.М. Третьякова, где она и скончалась. В Москве ей очень не хватало поездок с этюдником по родному краю.

Каринская писала в основном пейзажи, изредка обращалась к жанру интерьера. Ее работы являются главным образом этюдами с натуры. Как правило, они невелики по размеру. Наиболее значительные из них она тщательно, но без сухой детализации прорабатывала, доводя до законченности картины, но крайне редко подписывала и датировала. Им присущи логичность, простота и цельность – качества, которые привил ей учитель. Ее картины привлекают тонко прочувствованным обаянием природы самых обычных мест нашей губернии. Таков и ее небольшой пейзаж «Ранняя весна» (1918-1920), сочетающий в себе пленэрную свежесть и композиционную завершенность. Картина поступила в 1953 году в Вологодскую областную картинную галерею из Вологодского областного краеведческого музея. Тема этой работы — «весна воды», меняющая привычный облик природы в сельской глубинке. Разлив небольшой реки превратил малую часть берега с деревянными постройками  в миниатюрный остров. Теплые охристо-золотистые тона начинающей освобождаться от снега земли, деревьев и строений контрастируют с холодными светло-серыми тонами водной глади и низкого неба с нежными голубоватыми просветами. Этот лирический пейзаж отличается мягкими спокойными красками, присущими северной природе, тонким тональным единством, здесь прекрасно передан типичный для этого времени года неяркий свет пасмурного дня и влажный воздух.

Сложности с получением «Пушкинской карты» или приобретением билетов? Знаете, как улучшить работу учреждений культуры? Напишите — решим!

Заявка успешно отправлена

Спасибо за вашу заявку! Мы свяжемся с вами в ближайшее время

Бронирование билетов

Укажите данные для связи, мы перезвоним для уточнения деталей

Нажимая на кнопку, Вы соглашаетесь на обработку персональных данных

Заявка успешно отправлена

Оставьте заявку, мы перезвоним для уточнения деталей заказа

Оформить заказ

Укажите данные для связи, мы перезвоним для уточнения деталей

Нажимая на кнопку, Вы соглашаетесь на обработку персональных данных