МАКОВСКИЙ Владимир Егорович (1846-1920).
Опять они ссорятся (Повар и кухарка). 1912.
Холст, масло.
Вологодская областная картинная галерея
Собрание произведений старых мастеров Вологодской областной картинной галереи пополнилось в 1988 году поступившей из частной ленинградской коллекции картиной «Опять они ссорятся (Повар и кухарка)» кисти знаменитого русского живописца, графика и педагога Владимира Егоровича Маковского.
Детство художника прошло в творческой атмосфере. Семья Маковских была одним из культурных центров Москвы. Мать прекрасно пела, отец, художник и коллекционер, был одним из основателей Московского училища живописи, ваяния и зодчества, которое в 1866 году окончил его сын Владимир. Гостями семьи были Михаил Глинка, Василий Тропинин, Карл Брюллов, Михаил Щепкин. Одаренность родителей передалась всем пятерым детям, самыми известными из них стали крупнейшие художники Константин и Владимир.
Талант Владимира Маковского проявился в изображении жанровых сцен, его называли художником-новеллистом. Его работы регулярно экспонировались чаще всего на выставках «передвижников» (Товарищества передвижных художественных выставок), куда он вступил в 1972 году и играл там видную роль. Его картинами восхищались известный критик Владимир Стасов, писатель Федор Достоевский, коллекционер Павел Третьяков, основатель Третьяковской галереи, купивший большое количество работ этого мастера. Обычно перед небольшими по формату картинами Владимира Маковского, «малыми жанрами», как их тогда называли, всегда толпились зрители. Их привлекала правдивость этих незатейливых по сюжетам сценок из жизни «маленьких людей», теплота и человечность художника, сочувствующего своим героям.
Картина из нашего собрания, созданная в 1912 году, экспонировалась на 45 выставке Товарищества в 1917 году с названием «Они вечно ссорятся». Это типичная для Маковского сценка из жизни городской бедноты. Выразительны фигуры двух непримиримых спорщиков, хозяйничающих на одной кухне. Автор и посмеивается над своими героями, и в то же время симпатизирует этим скромным труженикам. Накал страстей смягчают спокойные тона красивой колористической гаммы и многочисленные детали интерьера, передающие давно ушедший от нас быт. Картина относится к позднему периоду творчества художника. В то время (с 1894 года) он жил в Петербурге, преподавал в Императорской Академии художеств и был ее ректором, что отнимало у него много времени и сил. Наиболее активная творческая деятельность Владимира Маковского была позади, но новые его работы регулярно появлялись на выставках передвижников. Исследователи творчества художника считают, что его поздним произведениям не хватает тематической глубины и обобщения. Тем не менее, он оставался прекрасным живописцем, передававшим цветом фактуру предметного мира, тонким психологом, который верно подмеченной деталью умел передать характер каждого персонажа. Этот ярчайший бытописатель сумел образно рассказать о жизни простых людей России второй половины XIX – начала XX века.