ТУРЖАНСКИЙ ЛЕОНАРД ВИКТОРОВИЧ. 1874-1945.
Дома (Уральская деревня). Этюд. 1917.
Холст, масло.
Вологодская областная картинная галерея
«Какое у него чувство поэзии в живописи, какой интересный колорит!» — с восхищением отзывался Константин Коровин о работах своего ученика Леонарда Туржанского. Этот художник любовь к природе выражал не только кистью, а иногда, в сильном наплыве чувств – стихами. Только никому их не показывал в отличие от своих картин, но, конечно, для родных это не было тайной. Современники Туржанского ценили не только его талант, но и удивительную скромность, редкую деликатность и доброжелательность. Его ученики между собой именовали его почтительно: «Отец Леонард». Один из видных художественных критиков писал о нем в 1913 году: «Есть в этом художнике что-то глубоко русское».
С этой оценкой невозможно не согласиться и теперь, и не отметить, что национальные основы личности и творчества мастера связаны с Уралом. Здесь он появился на свет в феврале 1875 года в Екатеринбурге в семье врача, учился в гимназии, затем в Алексеевском реальном училище, где обнаружились его большие способности к рисованию. Не поступив с первой попытки в Московское училище живописи, ваяния и зодчества, настойчивый юноша отправился в Петербург, где некоторое время занимался в Центральном училище технического рисования Штиглица и в частной студии. В Москву он вернулся с хорошей подготовкой, уже зрелым двадцатитрехлетним человеком, в Училище обучался с 1898 по 1909 годы.
Среди своих маститых московских педагогов Туржанский особенно выделял Валентина Серова. Этот строгий наставник учил не только профессиональному мастерству, а стремился воспитать в подопечном художника, поэтому в свою мастерскую он отбирал только талантливых, волевых и трудолюбивых. Туржанский считал себя не только учеником, но и его последователем, мастерство сочеталось у него с активной жизнью ума, обостренностью чувств, с редким умением всюду видеть прекрасное. Он стал своего рода продолжателем известных «крестьянских пейзажей» Серова.
От авангардных течений того бурного времени Леонард Викторович был в стороне, оставаясь последовательным реалистом. Он писал и жанровые сценки, и портреты, был прекрасным анималистом, но чаще всего обращался к пейзажу, в нем наиболее полно выражались его чувства. «Писать — тогда, — утверждал Туржанский, — когда есть что сказать. – Главное — сказать зрителю о своих чувствах, передать ему то, что взволновало тебя в натуре, и почему ты выбрал это, а не что-то другое для изображения на полотне».
Вдохновение он черпал в родной уральской природе. В селе Малый Исток под Екатеринбургом в 1912 году художник купил деревянный дом, пристроил к нему мастерскую и жил там все время с ранней весны до поздней осени. Полюбившееся ему место не отличалось какой-то редкой красотой, было обычным, но именно здесь он находил свои излюбленные мотивы, много работая на пленэре. Сюжетного разнообразия не искал, ему важно было «вырубать кусок жизни мгновенно и правдиво».
Один из таких его этюдов «Дома (Уральская деревня), написанный в 1917 году, был передан в Вологодскую областную картинную галерею в 1962 году из Министерства культуры РСФСР. К мотиву ранней весны Туржанский обращался не единожды. Его радость от пробуждения природы, от контрастов бурно текущих среди не еще не везде растаявшего снега синих вод ручья с охристо-золотистыми избами и забором с сохнущим на солнце бельем передается зрителю. Мягко написаны дали, поразительно ощущение пространственной глубины, прозрачности воздуха. Живопись пастозная, густая, плотная. Немногословный в жизни Леонард Туржанский и в выборе изобразительных средств был достаточно экономен. Гармонию колорита он строил не на богатстве палитры, а на возможностях выражавших его чувства избранных красок. Музыку их сочетаний он сумел подслушать в русской природе и с помощью цвета вступил с ней в живое взаимодействие.