РУБРИКА «НЕСКУЧНАЯ КЛАССИКА В ШАЛАМОВСКОМ ДОМЕ» | Вологодская областная картинная галерея

РУБРИКА «НЕСКУЧНАЯ КЛАССИКА В ШАЛАМОВСКОМ ДОМЕ»

ТУРЖАНСКИЙ ЛЕОНАРД ВИКТОРОВИЧ. 1874-1945.
Дома (Уральская деревня). Этюд. 1917.
Холст, масло.
Вологодская областная картинная галерея

«Какое у него чувство поэзии в живописи, какой интересный колорит!» — с восхищением отзывался Константин Коровин о работах своего ученика Леонарда Туржанского. Этот художник любовь к природе выражал не только кистью, а иногда, в  сильном наплыве чувств – стихами. Только никому их не показывал в отличие от своих  картин, но, конечно, для родных это не было тайной.  Современники Туржанского ценили не только его талант, но и удивительную скромность, редкую деликатность и доброжелательность. Его ученики между собой именовали его почтительно: «Отец Леонард». Один из видных художественных критиков  писал о нем в 1913 году: «Есть  в этом художнике  что-то  глубоко русское».

С этой оценкой невозможно не согласиться и теперь, и не отметить, что национальные основы личности и творчества мастера связаны с Уралом. Здесь он появился на свет в феврале 1875 года в Екатеринбурге  в семье врача, учился в гимназии, затем в Алексеевском реальном училище, где обнаружились его большие способности к рисованию. Не поступив с первой попытки в Московское училище живописи, ваяния и зодчества,  настойчивый юноша отправился в Петербург, где  некоторое время занимался в Центральном училище технического рисования  Штиглица и в частной студии. В Москву он вернулся с  хорошей подготовкой, уже зрелым двадцатитрехлетним человеком,   в Училище  обучался с 1898 по 1909 годы.

Среди своих маститых московских педагогов Туржанский особенно выделял Валентина Серова. Этот строгий наставник учил не только профессиональному мастерству, а  стремился  воспитать в подопечном художника, поэтому в свою мастерскую  он отбирал только талантливых, волевых и трудолюбивых.  Туржанский считал себя  не только учеником, но и его последователем, мастерство сочеталось у него с активной жизнью ума, обостренностью чувств, с редким умением всюду видеть прекрасное. Он  стал своего рода  продолжателем известных «крестьянских пейзажей» Серова.

От авангардных течений того бурного времени Леонард Викторович был в стороне, оставаясь последовательным реалистом. Он писал и жанровые сценки, и портреты,  был прекрасным  анималистом, но  чаще всего обращался к пейзажу, в нем наиболее  полно выражались его чувства. «Писать — тогда, — утверждал Туржанский, — когда есть что сказать. – Главное — сказать зрителю о своих чувствах, передать ему то, что взволновало тебя в натуре, и почему ты выбрал  это, а не что-то другое для изображения на полотне».

Вдохновение он черпал в родной уральской природе. В селе Малый Исток под Екатеринбургом в 1912 году художник купил деревянный дом, пристроил к нему мастерскую и жил там все время с ранней весны до поздней осени. Полюбившееся ему место не отличалось какой-то редкой красотой, было обычным, но именно здесь он находил свои излюбленные мотивы, много работая на пленэре. Сюжетного разнообразия  не искал, ему важно было «вырубать кусок жизни мгновенно и правдиво».

Один из таких его этюдов «Дома (Уральская деревня), написанный  в 1917 году, был передан в Вологодскую областную картинную  галерею в 1962 году из Министерства  культуры РСФСР. К мотиву ранней весны Туржанский обращался не единожды. Его радость от пробуждения природы, от контрастов бурно текущих среди не еще не везде растаявшего снега синих вод ручья с охристо-золотистыми избами  и забором с сохнущим на солнце бельем передается зрителю. Мягко написаны дали, поразительно ощущение пространственной глубины, прозрачности воздуха.  Живопись пастозная, густая, плотная.  Немногословный в жизни Леонард Туржанский  и  в выборе  изобразительных средств был достаточно экономен. Гармонию колорита он строил не на богатстве  палитры, а на возможностях выражавших его чувства избранных красок. Музыку их сочетаний он сумел подслушать в русской природе и с помощью цвета вступил с ней в живое взаимодействие.

Сложности с получением «Пушкинской карты» или приобретением билетов? Знаете, как улучшить работу учреждений культуры? Напишите — решим!

Заявка успешно отправлена

Спасибо за вашу заявку! Мы свяжемся с вами в ближайшее время

Бронирование билетов

Укажите данные для связи, мы перезвоним для уточнения деталей

Нажимая на кнопку, Вы соглашаетесь на обработку персональных данных

Заявка успешно отправлена

Оставьте заявку, мы перезвоним для уточнения деталей заказа

Оформить заказ

Укажите данные для связи, мы перезвоним для уточнения деталей

Нажимая на кнопку, Вы соглашаетесь на обработку персональных данных