Нестеров Михаил Васильевич. 1862-1942.
Голова князя. Около 1905.
Холст, масло.
Вологодская областная картинная галерея.
Опоэтизированный реализм – так можно кратко охарактеризовать истинно национальное творчество Михаила Нестерова. Долголетие Нестерова-художника и масштабность его вклада в русское искусство – следствие особой чуткости его душевного строя, постоянного творческого беспокойства. Он родился и вырос на Урале, в одном из старейших городов — Уфе, в патриархальной купеческой семье, в которой строгая приверженность религии сочеталась с любовью к литературе. Родная природа, народные предания и обычаи также оказали влияние на его мироощущение.
Когда родители поняли, что купца из сына не выйдет, отвезли его в реальное училище в Москву, там обнаружились его замечательные способности к рисованию, а развивать их посоветовал художник Константин Трутовский. «Я не знал, чего стоило отцу проститься с мыслью видеть меня инженером-техником или вообще чем-то солидным, – писал Нестеров в автобиографической книге «Давние дни». — Каково было именитому уфимскому купцу Василию Ивановичу Нестерову перенести этот «удар судьбы». Его сын – «живописец».
В Московском художественном училище живописи, ваяния и зодчества Нестеров обучался в 1877-1885-е годы у Василия Перова, которого он особенно высоко ценил, а также у Иллариона Прянишникова, затем у Алексея Саврасова. В 1881 году Нестеров уехал в Санкт-Петербург, где год занимался у Павла Чистякова в Академии художеств и прислушивался к советам Ивана Крамского, а затем возвратился в Москву. «Начало и конец учения, — считал Нестеров, — это познание природы, настойчивое, терпеливое изучение того, что изображают. Это равно необходимо как для больших дарований, так и для малых».
В основе творчества Михаила Нестерова лежали поиски нравственного идеала, который он увидел в людях Древней Руси с их глубокой и искренней верой, поэтизация русской природы и русской старины. Одна из самых лиричных его работ «Два лада» воспевает неразделимое единство двух любящих существ. В этой картине, созданной Нестеровым в 1905 году, находящейся в собрании Нижегородского государственного художественного музея, словно оживает мир гармонии и красоты, недостижимый в действительности. Работа навеяна известной балладой Алексея Толстого «Порой веселой мая». Облик юных древнерусских князя и княгини, названных по-славянски «ладами», свидетельствует о том, что художник стремился противопоставить их современной жизни, драматичной, полной социальных коллизий, тревог и противоречий, увести зрителя в мир идеальный, в сказку.
Торжественно звучит в этом произведении тема любви. Мотив пробуждающейся природы символизирует здесь и весну жизни, и весну любви, одухотворенная природа соответствует чувствам героев, а нежная светлая колористическая гамма усиливает лирический строй картины. Для нее художник сделал в 1905 году три этюда. Два из них: «Ранняя весна» и «Голова княгини» находятся в Башкирском государственном художественном музее имени М.В.Нестерова в Уфе.
Этюд «Голова князя» поступил в Вологодскую областную картинную галерею в 1953 году из Вологодского областного краеведческого музея. Князь величественно красив, мужественен и строен. Он под стать царевне, которая была для Нестерова идеалом русской красоты, как известно, позировала для нее жена художника Екатерина. На этюдах изображены только головы героев в том же ракурсе, что и на полотне. Нестеров, по мнению одного из исследователей его творчества, «был убежден, что ядро внутренней действительности – в портрете ли, в картине ли – всегда заключено в лице человеческом: из огня или пламени глаз, из улыбки уст идет электрический ток, приводящий в действие всю фигуру и всё, соприкасающееся с ней на полотне».