В.К. Бялыницкий-Бируля. 1872-1957.
Ручей в лесу. 1904.
Холст, масло.
Вологодская областная картинная галерея.
Сто пятьдесят лет исполнилось со дня рождения замечательного пейзажиста Витольда Бялыницкого-Бирули (настоящая его фамилия Бируля, Бялыницким он стал впоследствии именовать себя по родному уезду). Будущий художник появился на свет в феврале 1872 года в семье мелкого арендатора в деревне Крынки близ местечка Бялынычи Могилевской губернии. Мальчик очень рано увлекся рисованием, родители в этом ему не препятствовали, но, желая для сына более солидного жизненного поприща, отправили его учиться во Владимирский кадетский корпус в Киев. Карьера военного юношу не прельщала, и одновременно с учебой в корпусе он посещал Рисовальную школу Николая Мурашко, где однажды его рисунки увидел известный художник Илларион Прянишников. По его настоянию Витольд Бируля решил стать художником.
В 1889 году он поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества, где его педагогами были Николай Неврев, Илларион Прянишников, Сергей Коровин. «Любимейшим был Прянишников, – вспоминал Бируля, — у этого замечательного педагога я учился два года. Он оказал на меня сильное влияние своим умением схватывать явление в его жизненности». Важную роль в творческом самоопределении молодого художника сыграл Исаак Левитан. Глубокое философское содержание картин прославленного пейзажиста, богатство выраженных в них чувств оказали сильное воздействие на Бялыницкого-Бирулю.
На открытых для широкого обозрения ежегодных ученических выставках его картины не остались не замеченными. Крупным событием для него стала покупка одной из них Павлом Третьяковым для своей галереи, это было начало признания молодого живописца. Вскоре он стал активным и успешным участником выставок передвижников и Московского общества любителей художеств. В начале ХХ века он создал ряд картин, за которые получал премии и медали на отечественных и зарубежных выставках.
«Этот художник счастливец. Он найдет себя особо», — писал о нем Илья Репин.
Довольно рано определились основные черты творческой индивидуальности Бялыницкого-Бирули — глубоко эмоциональное, лирическое восприятие природы, правдивость и содержательность произведений. Он стал продолжателем традиций русского пейзажа настроения наряду со Станиславом Жуковским, Алексеем Степановым, с которыми был одно время особенно дружен, Константином Юоном и другими мастерами.
«В этих молчаливых созерцаниях вечера, сумерек, рассвета слушаешь тишину и биение своего сердца. И уйти не в силах: жаль расстаться с тем, что видишь, и боишься вспугнуть нахлынувшие, овладевшие тобой думы, мечты». Эти интимные строки из автобиографических заметок академика живописи, народного художника Белорусской ССР и РСФСР Витольда Бялыницкого-Бирули свидетельствуют о его теснейшей близости с природой, понимания ее величайшей ценности в человеческой жизни.
Картина «Ручей в лесу», созданная мастером в 1904 году, поступившая в 1953 году в Вологодскую областную картинную галерею из Вологодского областного краеведческого музея, передает очарование весеннего леса с его нежной первой зеленью и золотисто-солнечными цветами на берегах извилистого ручья. Ее композиционное и ритмическое построение отличает удивительная простота и гармоничность. Отрадные светлые чувства рождает свежесть и тональное богатство колористической гаммы. Здесь, как и в других его работах, проявилось его стремление к тому, чтобы техническое мастерство и язык красок не поглощали «суть произведения, почерпнутую художником из жизни».