РУБРИКА «НЕСКУЧНАЯ КЛАССИКА В ШАЛАМОВСКОМ ДОМЕ» | Вологодская областная картинная галерея

РУБРИКА «НЕСКУЧНАЯ КЛАССИКА В ШАЛАМОВСКОМ ДОМЕ»

П.П. Кончаловский. 1876-1956.
Крым. Судак. 1916.
Холст, масло.
Вологодская областная картинная галерея.

«В личности Петра Петровича счастливо соединилось все самое лучшее: человечность, благожелательность, веселость, ум, талант, необыкновенно тонкое восприятие красоты и в искусстве, и в образцах литературы. Тончайший вкус в музыке, поэзии, вкус особый, требовательный, изысканный, который создавался еще в детстве, в семье и потом всю жизнь только совершенствовался». Так охарактеризовала своего мужа Ольга Васильевна Кончаловская, дочь знаменитого живописца Василия Ивановича Сурикова.

Будущий художник родился в городе Славянске, в детстве жил в имении родителей в Харьковской губернии. Семья жила в Холмогорах, потом в Харькове, а в 1889 году обосновалась в Москве. «Благодаря литературной и издательской деятельности моего отца, который в 1891 году предпринял издание Лермонтова, а позднее, в 1899 году – Пушкина с иллюстрациями лучших русских художников, я попал в среду московского художественного мира, с которым был связан мой отец, — писал Кончаловский в автобиографическом очерке. – Вся моя юность была наполнена впечатлениями от встреч с такими художниками, как Суриков, Серов, Коровин и Врубель». С гимназических лет и в юности Петр Кончаловский дружил с Сергеем Коненковым, ставшим впоследствии известным скульптором.

Отец, желавший, чтобы сын получил солидное образование, настоял на его поступлении в Московский университет, и только благодаря влиянию Константина Коровина, оценившего яркую одаренность своего юного подопечного, был вынужден отпустить Петра учиться в 1896 году в Париж, в Академию Жюльена. Через два года Петр стал студентом Академии художеств в Петербурге. С особенной теплотой вспоминал он своего педагога, баталиста и анималиста Петра Ковалевского. Независимый, очень общительный, артистичный, Кончаловский всегда был окружен соучениками, работа за мольбертом не мешала ему, обладателю красивого баритона, и беседовать, и петь, и эта привычка у него потом сохранилась.

После окончания Академии, он отбывал воинскую повинность в 1907 году в Первой Артиллерийской бригаде, и впоследствии, во время Первой мировой войны был призван в действующую армию в качестве артиллериста. «От фронта можно было избавиться, — считала Ольга Васильевна, – но Петр Петрович никогда не хотел уклоняться от долга перед родиной». Вспоминая о революционных событиях 1917 года, она писала: «Многие художники в то время уехали за границу. Мы очень любили Запад, но нам и в голову не приходило бросать родину».

Бурная и несокрушимая творческая энергия Кончаловского выразилась в сверкающей и яркой живописи его многочисленных натюрмортов, пейзажей, ню, портретов. В молодости он, как и его друзья, художники «Бубнового валета», был увлечен французскими постимпрессионистами, в особенности, Полем Сезанном.

«Художник Феликс Валлотон очень тонко подметил национальный, «славянский» характер моей живописи, которая в Москве слыла чисто французской, – отмечал Кончаловский. — Иначе и быть не могло. Я, конечно, мог быть «французом» только с московской точки зрения. Я понятен для настоящих французов потому, что работаю французскими методами живописи, но все же всегда остаюсь для них славянином и даже «варваром» по колориту, как писали французские критики».

В пейзаже «Крым. Судак» (1916), поступившем в Вологодскую областную картинную галерею в 1953 году из Вологодского областного краеведческого музея, еще видно влияние Сезанна, проявившиеся в некоторой геометризации форм, в построении пространства, вместе с тем в нем ощутима индивидуальная манера Кончаловского, его энергичная, ритмическая кладка мазка, звучность и свежесть колористической гаммы. Много путешествовавший художник, собираясь в Крым, ставил перед собой серьезную задачу поиска новых путей в живописи, решив, что «намеченные ранее уже пройдены и, казалось, близкое общение с природой покажет этот дальнейший путь». Анализируя свою работу там, он пришел к выводу, что Крым дал ему «чувствительный и полезный урок».

Сложности с получением «Пушкинской карты» или приобретением билетов? Знаете, как улучшить работу учреждений культуры? Напишите — решим!

Заявка успешно отправлена

Спасибо за вашу заявку! Мы свяжемся с вами в ближайшее время

Бронирование билетов

Укажите данные для связи, мы перезвоним для уточнения деталей

Нажимая на кнопку, Вы соглашаетесь на обработку персональных данных

Заявка успешно отправлена

Оставьте заявку, мы перезвоним для уточнения деталей заказа

Оформить заказ

Укажите данные для связи, мы перезвоним для уточнения деталей

Нажимая на кнопку, Вы соглашаетесь на обработку персональных данных