Н.В. Мещерин. 1864-1916.
Перед рассветом. В июньскую ночь. 1905.
Холст, масло.
Вологодская областная картинная галерея.
«Было не светло и не темно. Стояла теплая, белая, прозрачная ночь с ее нежными переливчатыми красками, с бледным, точно утомленным бессонницей небом». Эти лирические строки Александра Куприна гармонируют с пейзажем Николая Мещерина «Перед рассветом. В июньскую ночь», созданным живописцем в 1905 году. Работа, привлекающая внимание многих посетителей Шаламовского дома и поэтичностью мотива, и необычной манерой исполнения, поступила в Вологодскую областную картинную галерею из Вологодского областного краеведческого музея в 1953 году, ранее была в собрании Северного кружка любителей изящных искусств. При жизни автора она экспонировалась на выставке произведений мастеров Союза русских художников в 1906 году и в том же году на выставке «Русское искусство» в Париже и Берлине, организованной Сергеем Дягилевым.
Картина написана длинными, ровными, раздельными прямоугольными мазками. Художник использовал здесь прием французских мастеров-постимпрессионистов, благодаря чему смог передать тончайшие эффекты ночного освещения, сохранив при этом богатство палитры. В колористической гамме преобладают голубые, синие и сиреневые цвета, обозначающие едва различимые деревья, строения, землю. Настроение легкой печали вызывает это произведение, передающее быстро исчезающую, таинственную красоту белой ночи, особенно волновавшую живописца. По воспоминаниям современников Мещерина, «он был страстным поклонником ночной тишины, рассвета и нередко встречал восход солнца с альбомом в руках».
Дремлющие в ночи деревенские дома, изображенные художником, находились в окрестностях его подмосковного имения Дугино на реке Пахре. Одно время там находился санаторий «Мещерино», а теперь, к большому сожалению, царит запустение. При жизни хозяина имение было своего рода мастерской под открытым небом. И не только для него. Здесь часто гостили многие живописцы, неизменно восхищавшиеся красотами этих мест и подолгу работавшие там на пленэре, в их числе родственник художника Игорь Грабарь, Алексей Корин, Мануил Аладжалов, Алексей Степанов, Василий Переплетчиков, Исаак Левитан, написавший там один из последних своих этюдов.
У этих мастеров, за исключением Левитана, сразу оценившего своеобразие его дарования и не желавшего, чтобы он подпал под его влияние, брал уроки Николай Мещерин. Он не получил систематического профессионального образования. Родившийся в Москве, в семье купца первой гильдии, владельца Даниловской текстильной мануфактуры, он был вынужден по желанию родителей учиться в Практической академии коммерческих наук. В шестнадцатилетнем возрасте в 1880 году Николай ушел оттуда из-за внезапной смерти отца, приняв на себя управление делами, как старший сын. Когда все эти заботы смог взять на себя его младший брат Михаил, обладавший коммерческой жилкой, Николай занялся творчеством.
По призванию он был пейзажист. Удивительно скромный и застенчивый, чуждый всякой публичности, Мещерин неохотно давал на выставки свои работы, вообще не любил с ними расставаться, шутил, что торгует холстами, а не картинами. Сейчас его произведения находятся в Государственной Третьяковской галерее, в региональных отечественных музеях и частных коллекциях. Его произведения, выполненные масляными красками, пастелью, акварелью, характеризуются разнообразием живописных решений, зависевших от состояний изображаемых им явлений природы. На протяжении своего короткого творческого пути Николай Мещерин искал не какой-то своей особенной темы или техники, но только способов передачи красоты русской природы, поэтом которой он был.