Л.В. Туржанский. 1874-1945.
В полдень. Стадо. 1914.
Картон, масло.
Вологодская областная картинная галерея.
«Его кони-кормильцы, телята, коровы, петухи и куры – вся та живность, без которой немыслима была русская деревня, полны удивительным чувством красоты, – писал о Леонарде Туржанском заслуженный художник РСФСР Дмитрий Домогацкий, – Изображение животных – старейший жанр искусства. Без него природа была бы обедненной, так он разнообразен и прекрасен. Певцов его относительно мало. Ученик таких великих мастеров, как Валентин Серов и Алексей Степанов, Туржанский ушел от простого подражания своим именитым наставникам, а благодаря большому таланту создал свой стиль, свое творческое лицо. И мы должны быть бесконечно благодарны художнику, одарившему нас этим миром прекрасного».
В верности этого суждения легко убедиться, рассматривая картины и рисунки Туржанского с изображением животных. Внешний облик и повадки своих любимых «моделей» он хорошо изучил, в особенности, во время жизни и работы в родном уральском краю, в селе Малый Исток под Екатеринбургом, в котором в 1912 году купил деревянный дом, пристроив к нему мастерскую. Художник не был озабочен поиском сюжетов, они были им подсмотрены в повседневном деревенском бытии.
«Читает ли Туржанский, обедает ли, хлопочет ли по хозяйству, – вспоминал один из гостивших у него учеников, – он всегда начеку. Увидел петушка с курочками, появившегося за окном, и в считанные минуты одна из картонок превратилась в новый этюд». Этот «тихий лирик» любил писать окружающую природу и полюбившихся ему животных, мирную, будничную жизнь. В его простых и цельных по композиции произведениях, с их сочным колоритом, в котором преобладают «земляные» тона, ощутимы деревенские запахи и звуки. «И пахнет свежим чернозёмом, и слышен мне телеги скрип», – утверждал в посвященном Туржанскому поэтическом экспромте Владимир Гиляровский.
Небольшая по размеру, как обычно у Туржанского, исполненная в 1914 году, картина «В полдень. Стадо» находится в Шаламовском доме. Она поступила в галерею из Министерства культуры РСФСР в 1954 году, ранее была в частной московской коллекции; в бумажной наклейке на обороте картона засвидетельствован факт экспонирования работы на одной из выставок «Союза русских художников», постоянным и активным членом которого являлся живописец.
Пришедшие на водопой кони и коровы на этой картине – не оживляющий пейзаж стаффаж, именно они – главные герои, размещенные на переднем плане. Вдали виднеется деревня на фоне зеленой полосы леса и светлого неба. Богатство фактуры усиливает выразительность картины. Изображенные обобщенно, без мелких подробностей, в подчеркивающих их движения ракурсах, фигуры животных вылеплены сочными, плотными мазками. Каждый мазок к месту – таков был девиз Туржанского.
Большое значение художник придавал пластике живописи, которая выражала его эмоции. «Если не пишешь нервами, – утверждал он, – не получится произведения». Для него важным было и что изображать, и как чувствовать увиденное в природе. Писал он темпераментно, с большим напряжением, ценил и берег то состояние, которое было схвачено им с натуры, поэтому его картины до сих пор сохранили колористическую свежесть и силу. Красота и гармония неярких, но насыщенных цветов, богатство и благородство тонов отличает это глубоко искреннее, мастерски исполненное произведение.