РУБРИКА «НЕСКУЧНАЯ КЛАССИКА В ШАЛАМОВСКОМ ДОМЕ» | Вологодская областная картинная галерея

РУБРИКА «НЕСКУЧНАЯ КЛАССИКА В ШАЛАМОВСКОМ ДОМЕ»

Л.В. Туржанский. 1874-1945.
В полдень. Стадо. 1914.
Картон, масло.
Вологодская областная картинная галерея.

«Его кони-кормильцы, телята, коровы, петухи и куры – вся та живность, без которой немыслима была русская деревня, полны удивительным чувством красоты, – писал о Леонарде Туржанском заслуженный художник РСФСР Дмитрий Домогацкий, – Изображение животных – старейший жанр искусства. Без него природа была бы обедненной, так он разнообразен и прекрасен. Певцов его относительно мало. Ученик таких великих мастеров, как Валентин Серов и Алексей Степанов, Туржанский ушел от простого подражания своим именитым наставникам, а благодаря большому таланту создал свой стиль, свое творческое лицо. И мы должны быть бесконечно благодарны художнику, одарившему нас этим миром прекрасного».

В верности этого суждения легко убедиться, рассматривая картины и рисунки Туржанского с изображением животных. Внешний облик и повадки своих любимых «моделей» он хорошо изучил, в особенности, во время жизни и работы в родном уральском краю, в селе Малый Исток под Екатеринбургом, в котором в 1912 году купил деревянный дом, пристроив к нему мастерскую. Художник не был озабочен поиском сюжетов, они были им подсмотрены в повседневном деревенском бытии.

«Читает ли Туржанский, обедает ли, хлопочет ли по хозяйству, – вспоминал один из гостивших у него учеников, – он всегда начеку. Увидел петушка с курочками, появившегося за окном, и в считанные минуты одна из картонок превратилась в новый этюд». Этот «тихий лирик» любил писать окружающую природу и полюбившихся ему животных, мирную, будничную жизнь. В его простых и цельных по композиции произведениях, с их сочным колоритом, в котором преобладают «земляные» тона, ощутимы деревенские запахи и звуки. «И пахнет свежим чернозёмом, и слышен мне телеги скрип», – утверждал в посвященном Туржанскому поэтическом экспромте Владимир Гиляровский.

Небольшая по размеру, как обычно у Туржанского, исполненная в 1914 году, картина «В полдень. Стадо» находится в Шаламовском доме. Она поступила в галерею из Министерства культуры РСФСР в 1954 году, ранее была в частной московской коллекции; в бумажной наклейке на обороте картона засвидетельствован факт экспонирования работы на одной из выставок «Союза русских художников», постоянным и активным членом которого являлся живописец.

Пришедшие на водопой кони и коровы на этой картине – не оживляющий пейзаж стаффаж, именно они – главные герои, размещенные на переднем плане. Вдали виднеется деревня на фоне зеленой полосы леса и светлого неба. Богатство фактуры усиливает выразительность картины. Изображенные обобщенно, без мелких подробностей, в подчеркивающих их движения ракурсах, фигуры животных вылеплены сочными, плотными мазками. Каждый мазок к месту – таков был девиз Туржанского.

Большое значение художник придавал пластике живописи, которая выражала его эмоции. «Если не пишешь нервами, – утверждал он, – не получится произведения». Для него важным было и что изображать, и как чувствовать увиденное в природе. Писал он темпераментно, с большим напряжением, ценил и берег то состояние, которое было схвачено им с натуры, поэтому его картины до сих пор сохранили колористическую свежесть и силу. Красота и гармония неярких, но насыщенных цветов, богатство и благородство тонов отличает это глубоко искреннее, мастерски исполненное произведение.

Сложности с получением «Пушкинской карты» или приобретением билетов? Знаете, как улучшить работу учреждений культуры? Напишите — решим!

Заявка успешно отправлена

Спасибо за вашу заявку! Мы свяжемся с вами в ближайшее время

Бронирование билетов

Укажите данные для связи, мы перезвоним для уточнения деталей

Нажимая на кнопку, Вы соглашаетесь на обработку персональных данных

Заявка успешно отправлена

Оставьте заявку, мы перезвоним для уточнения деталей заказа

Оформить заказ

Укажите данные для связи, мы перезвоним для уточнения деталей

Нажимая на кнопку, Вы соглашаетесь на обработку персональных данных