Ф.С. Журавлев. 1836-1901.
Отдых на сенокосе. 1887.
Холст, масло.
Вологодская областная картинная галерея.
Сыну саратовского мещанина, Фирсу Журавлеву, конечно, хорошо была известна жизнь низших классов общества, эти знания и острая наблюдательность пригодились ему впоследствии. По настоянию отца он был портным до девятнадцати лет и только потом смог уехать в Санкт-Петербург, где воплотил в жизнь мечту стать художником. В этом городе он обосновался и закончил свои дни. Вначале он занимался у академика живописи Льва Игорева, уроженца Саратова. В Императорской Академии художеств Журавлев обучался с 1855 по 1863 год у признанных мастеров — Алексея Маркова, Федора Бруни, Тимофея Неффа. В ту пору молодой живописец сблизился с художником Иваном Крамским, проникся демократическими идеями и вместе с ним принял участие в известном «бунте четырнадцати».
Бунтовщики отказались от конкурсной программы на большую золотую медаль, так как нужно было писать картину на сюжет из скандинавской мифологии, что было им чуждо. Поскольку их прошение о свободном выборе темы не было удовлетворено, они вышли из Академии и основали в 1863 году Санкт-Петербургскую артель художников, своего рода коммуну, просуществовавшую до 1871 года, прообразом которой послужила коммуна, описанная в волновавшем тогда русское общество романе Николая Чернышевского «Что делать?».
Фирс Журавлев еще в годы учебы увлеченно писал картины на бытовые сюжеты и вскоре стал признанным мастером жанровой живописи. Самое известное свое полотно «Перед венцом» он создал в 1874 году и не раз повторял его; высокую оценку критики и многих зрителей заслужила и его картина «Купеческие поминки», исполненная в 1876 году, обе работы находятся в Государственной Третьяковской галерее. Его картины экспонировались на крупных выставках, он выполнял храмовые росписи в Санкт-Петербурге и Москве. Пользовавшийся большим авторитетом в художественной среде критик Владимир Стасов называл его даровитым и правдивым живописцем. Среди персонажей картин Журавлева были представители разных общественных слоев, в том числе и крестьяне.
Им посвящено его масштабное полотно «Отдых на сенокосе», подписное и датированное 1887 годом, переданное в Вологодскую областную картинную галерею в 1954 году из Саратовского государственного художественного музея имени А.Н.Радищева. Герои произведения – здоровые, сильные крестьяне, изображенные на переднем плане. Они прилегли отдохнуть прямо на землю, утомившись от работы и июльского зноя. Запахи леса и скошенной травы, соки земли возвращают им утраченные силы. Умиротворением и безмятежностью веет от этой картины.
Красный сарафан молодой крестьянки вносит звучный аккорд в колористическую гамму полотна с ее разнообразными оттенками зеленого цвета. Раскинувшись под низким навесом, защищающим ее свежее, румяное лицо от солнечных лучей, женщина спокойно спит. В ее облике художник воплотил традиционное в России представление о красоте народа, воплощающее в себе и внешнюю привлекательность, и физическую крепость, и душевное здоровье, и трудолюбие.
Яркость одежды крестьянки в будничный день не вызывает удивления. Красный цвет здесь несет на себе определенную смысловую нагрузку, ведь он издавна считался на Руси самым красивым и значительным. Этот наряд напоминает нам и о давнем обычае крестьянских девушек одеваться на сенокос, как на праздник, где они могли с удовольствием показать сшитые своими руками одежды окружающим. Как известно, в деревнях и селах Вологодской губернии эта традиция сохранялась и в начале XX столетия.