П.И. Петровичев. 1874-1947.
У озера. 1919.
Картон, масло.
Вологодская областная картинная галерея.
«Все ворота, заборы, стены – все было раскрашено углем: где лошадь нарисую, где корову или какой-нибудь пейзаж – одним словом все, что приходило в голову, – вспоминал о своем детстве художник Петр Петровичев. – Мне за это от родителей попадало, но я все-таки не бросал этого занятия. Все соседи крестьяне стали говорить отцу: «Что ты мальчика маринуешь? Отдай его куда-нибудь учиться, пусть будет богомазом. Все равно из него крестьянина не выйдет». Пришлось Ивану Петровичеву, огороднику близ Ростова Великого, смириться с увлечением сына и обратиться в Ростовский музей церковных древностей за помощью. Одаренного юношу приняли на работу. Там он бережно промывал старые иконы и подправлял их, как умел, а в свободное время увлеченно рисовал окрестности.
Встреча с Василием Верещагиным, осматривавшим Ростовский кремль, изменила жизнь Петровичева. По совету прославленного живописца и не без его содействия он был зачислен в Московское училище живописи, ваяния и зодчества. Отвага деревенского паренька, не имевшего никакой материальной поддержки, не побоявшегося препятствий, пешком отправившегося в Москву навстречу своей мечте, произвела впечатление на Верещагина. Была внесена плата за обучение Петровичева, который получил, как и другие беднейшие студенты, место в общежитии на Ляпинке, а в свободное от учебы время был вынужден подрабатывать, так как скромной стипендии не хватало на насущные нужды. В Училище он обучался с1892 по 1903 годы.
Огромную роль в становлении Петровичева-художника сыграл пришедший в 1898 году в Училище Исаак Левитан. Под его руководством Петровичев сформировался как мастер русского пейзажа, а впоследствии и сам стал хорошим педагогом. Следуя заветам своего учителя, он призывал своих подопечных в Художественном училище имени 1905 года изображать русскую природу по-русски. «Наша русская природа скромна и благородна, она более грустная, чем яркая, в ней нет ярких контрастов, полыхания юга, здесь все тоньше», — наставлял он будущих художников.
Писал он преимущественно пейзажи, с особенной любовью передавал русскую старину, архитектуру, обращался также и к другим жанрам живописи.
«Пестры, разнообразны темы:
Весенний день и Волги ширь,
Natura morte, хризантемы,/
Березы, фрески, монастырь», — шутил в своем посвященном Петровичеву экспромте Владимир Гиляровский. В большом творческом наследии художника находящиеся в музейных и частных собраниях произведения разных жанров, дополняя друг друга, составляют один величавый образ России. Петровичев с семьей обосновался в Москве, но основное его время занимали творческие поездки по стране: на Азовское море, в Среднюю Азию, в Крым, в Ульяновск, на Волгу, на Оку и в свои ростовские края.
Картину «У озера» он написал в 1919 году, по всей вероятности, в окрестностях Ростова Великого. Она поступила в 1953 году в Вологодскую областную картинную галерею из Вологодского областного краеведческого музея. В этой работе выражено восхищение живописца озерным простором, с которым словно слит массивный белокаменный храм, возвышающийся на берегу над низкими сельскими домами. Удивительно красивая и мягкая по колориту серо-голубая стихия воды и неба перемежается здесь с зелено-охристым слоем суши, плотные пастозные мазки создают ощущение движения, дыхания жизни. В этом простом по мотиву пейзаже создан правдивый и прекрасный портрет родной земли.