Журавлев Фирс Сергеевич (1836-1901)
Отдых на сенокосе. 1862.
Фирс Журавлев происходил из семьи саратовского портного и, конечно, хорошо знал жизнь низших классов общества. С 1855 по 1863 годы он учился в Петербурге, в Императорской Академии художеств у Алексея Маркова, Федора Бруни, Тимофея Неффа. Во время учебы Журавлев познакомился с живописцем с Иваном Крамским, проникся демократическими идеями и вместе с ним принял участие в известном «бунте четырнадцати». Бунтовщики отказались от конкурсной программы на большую золотую медаль, так как нужно было писать картину на сюжет из скандинавской мифологии, что было им чуждо. Поскольку их прошение о свободном выборе темы не было удовлетворено, они вышли из Академии и основали в 1863 году Санкт-Петербургскую артель художников, своего рода коммуну, просуществовавшую до 1871 года, прообразом которой послужила коммуна, описанная в волновавшем тогда русское общество романе Николая Чернышевского «Что делать?».
Журавлев еще в годы учебы увлеченно писал картины на бытовые сюжеты и вскоре стал признанным мастером жанровой живописи. Самое известное свое полотно «Перед венцом» художник создал в 1874 году и не раз повторял его; высокую оценку критики и многих зрителей заслужила и его картина «Купеческие поминки».
Среди его персонажей были представители разных общественных слоев, в том числе и крестьяне, которым посвящено полотно «Отдых на сенокосе». Здесь живописец показал крестьянскую семью, центром которой является лежащая под навесом, защищающим ее от солнца, широко раскинувшаяся молодая женщина с сильным стройным телом, одетая в белую рубаху и красный сарафан. В ее облике художник передал свое представление о красоте русской женщины из народа. Не стоит удивляться яркости ее наряда в будничный день; безусловно, красный цвет несет здесь на себе определенную смысловую нагрузку, и в то же время напоминает о давней традиции русских крестьянок одеваться на сенокос, как на праздник. В Вологодской губернии, например, этот обычай в деревнях и селах сохранялся и в начале XX столетия.