А.А. Рылов. 1870-1939.
Красный берег Камы. 1912.
Холст на картоне, масло.
Вологодская областная картинная галерея.
«Жизнь у костра, у воды, среди дикой, нетронутой природы и воспитала во мне художника-пейзажиста» – писал в своей книге «Воспоминания» замечательный художник и педагог Аркадий Рылов. Он родился в селе Истобенское Вятского уезда Вятской губернии. Вскоре семья переехала в Вятку, где он прожил до 18 лет, полюбил живописные окрестности города, путешествия на лодке по реке Вятке. Восхищение природой и сильнейшее увлечение рисованием захватили его целиком. Отчим, служивший нотариусом, видя одаренность пасынка, отправил его учиться в Петербург. Юноша поступил в Центральное училище технического рисования барона Штиглица в 1888 году и одновременно занимался в Обществе поощрения художеств.
Среди своих педагогов он выделял талантливого пейзажиста и обаятельного человека Константина Крыжицкого. Начинающий художник не избежал воинской повинности и в 1891 году был призван в армию. Во время службы он так поразил окружающих своими рисунками, что получил разрешение держать вступительные экзамены в Академию художеств. Он обучался там в 1894 -1897 годах. Осуществилась его детская мечта: он увидел картины Архипа Куинджи, с которыми был знаком по репродукциям, и даже был приглашен им в свою мастерскую, где «кипела молодая, бодрая жизнь, полная надежд, задора».
Гениальный живописец и необыкновенно отзывчивый и щедрый человек, Куинджи не только помогал своим ученикам, но и возил их летом на этюды в Крым, где он владел участком земли, а также на свой счет – в Европу, там они знакомились с шедеврами искусства. «Архип Иванович не давал нам увлекаться каким-нибудь модным направлением или отдельным художником, – рассказывал Рылов, – заявлял, что только на природе надо черпать впечатления, только с натуры учиться живописи. В картине должно быть внутреннее, то есть мысль». Основой его преподавания было индивидуальное отношение к каждому подопечному.
В Рылове он укрепил любовь к природе и животному миру. Романтико-поэтический образ природы, эмоциональность, декоративность колорита главенствуют в творчестве Рылова во многом благодаря его учителю. Лучшие черты живописи художника воплотились в картинах «Зеленый шум» (1904, Государственный Русский музей) и «В голубом просторе» (1918, Государственная Третьяковская галерея»), ставшие признанными шедеврами отечественной живописи. Идея второй картины, которую он втайне от всех долго вынашивал, зародилась у него во время его поездки на Каму, где он впервые увидел очень близко диких лебедей.
«На Каме близ села Пьяный Бор одно лето я писал этюды с Вячеславом Траубенбергом, – вспоминал Рылов, – мы гостили у его сестры-учительницы. С утра на целый день мы уезжали вдвоем на лодке или на лошади, писали этюды, купались, а к вечеру возвращались домой». Известно, что Рылов выполнил тогда несколько этюдов с изображением величавой, несколько суровой природы тех мест.
Один из них – «Красный берег Камы», подписной и датированный 1912 годом, был передан в 1954 году из собрания Государственного Русского музея в Вологодскую областную картинную галерею. Эта выразительная по композиции работа является этюдом к картине «Пьяный бор на Каме», созданной Рыловым в 1917-1919 годах, находящейся в Псковском государственном музее-заповеднике. В этюде главное внимание мастер уделил нависшему над берегом крутому, обрывистому склону, поросшему зелеными сосенками. Глинистая почва придала ему необычный красновато-коричневый цвет, красиво контрастирующий с лиловой лентой реки внизу и светлыми голубыми далями.