А.И. Вахрамеев. 1874-1926.
Портрет художника А.А. Рылова. 1918.
Картон, масло.
Вологодская областная картинная галерея
Портрет замечательного пейзажиста Аркадия Рылова, написанный масляными красками в 1918 году нашим земляком, художником Александром Вахрамеевым, был в 1970 году подарен его сыном Алексеем Вахрамеевым Вологодской областной картинной галерее. Это не единственный портрет Рылова в творчестве Вахрамеева, другой был создан им в технике пастели в 1917 году. Поясной портрет, на котором Рылов изображен в том же костюме и галстуке, что и на нашем, но в другом ракурсе и в иной позе — подпирающим голову рукой, находится в Пензенской областной картинной галерее имени К.А. Савицкого.
В обоих портретах перед зрителем предстает интеллигентный человек с мягким взглядом светлых глаз. Таким он остался в памяти его современников — коллег. «Он был очень привлекательный, с большими голубыми лучистыми глазами, с ясной, ласковой и доброй улыбкой, был скромен, внимателен и наблюдателен. Трудоспособность его была неисчерпаема, — рассказывала о нем мастер гравюры Анна Остроумова-Лебедева. – Его большое сердце было полно любви ко всему вокруг него. Он любил человека: товарища, друга, ученика. Он нежно любил животных и особенно птиц. Но больше всего любил природу во всем ее бесконечном разнообразии».
Оба живописца состояли в Обществе имени Куинджи. Известно, что Вахрамеев выполнил несколько портретов членов этого объединения, в основном, графических, отличающихся наблюдательностью и тонким пониманием характеров моделей. Современным ценителям искусства вряд ли многое скажет имя Вахрамеева, он не принадлежит к числу широко известных мастеров. Вся его деятельность протекала в стороне от новейших направлений искусства, он был последовательным реалистом.
Родился Александр Вахрамеев в 1874 году в селе Пермогорье Сольвычегодского уезда Вологодской губернии в семье священника и должен был пойти по стопам отца. В 1894 году он окончил Архангельскую духовную семинарию, но священником не стал, любовь к искусству привела его в 1895 году в Петербург, в Рисовальную школу княгини М.К. Тенишевой, где преподавал Илья Репин, продолжил обучение в 1896 году у Павла Ковалевского в Высшем художественном училище при Академии художеств. За картину «Торжество духа» («Самосожжение раскольников») был удостоен звания художника.
В 1906 – 1909 годах он преподавал в Пензенском художественном училище, но из-за обвинения в распространении «недозволенных» взглядов был вынужден вернуться в Петербург, где протекала его дальнейшая жизнь, и где он мирно скончался в 1926 году. Прекрасный рисовальщик, Вахрамеев выполнил множество акварелей и графические жанровые серии, посвященные жизни Петербурга в начале ХХ века и в послереволюционное время. Тематические, жанровые картины и портреты занимают большое место в творчестве Вахрамеева, отдельная его страница – участие в 1912 году в росписи собора Св. Александра Невского в Софии в Болгарии.
Масштаб и особенности творчества Александра Вахрамеева впервые выявила посмертная персональная выставка его произведений, организованная Обществом имени Куинджи в 1927 году, получившая много восторженных откликов. По воспоминаниям Аркадия Рылова, «более трехсот работ было развешано. Особенный интерес представляли его акварели — бытовые сцены Петрограда в 1918 и 1919 годах. Замечательно жизненно и правдиво Вахрамеев рисовал эти тяжелые, а порой и смешные картины нашей тогдашней жизни. Все нарисовано с большой остротой и наблюдательностью».