С.А. Виноградов. 1869-1938.
Три копны (Закат в поле). 1890-е.
Холст, масло.
Вологодская областная картинная галерея
Ребенком начал профессиональное обучение Сергей Виноградов, приехав в Москву в одиннадцатилетнем возрасте из села Большие Соли Костромской губернии, где он родился в многодетной семье потомственного священника. Заметив способности к рисованию маленького сына, отец определил его после окончания приходской школы и учебы в гимназии на воспитание к своим землякам – братьям Сорокиным, преподавателям Московского училища живописи, ваяния и зодчества. В душе юноши оставил след каждый из его маститых педагогов: Евграф Сорокин, Владимир Маковский, Илларион Прянишников и Василий Поленов.
Окончив училище в 1889 году, Виноградов продолжил учебу в Императорской Академии художеств в Петербурге у Готфрида Виллевальде, но через год по состоянию здоровья прекратил занятия и возвратился в Москву. Здесь он сформировался как художник, сохраняя лучшие традиции передвижников, пошел по пути обновления искусства, его картины наполнены воздухом, светом и радостным мироощущением. Он участвовал во многих выставках, в том числе и зарубежных, на которых получал золотые медали за свои работы, вступил в «Союз русских художников».
Виноградов много путешествовал, между прочим, побывал и на Вологодской земле, где сильное впечатление произвела на него величавая Сухона и патриархальный быт северных деревень. Он нередко ездил за рубеж, особенно любил Париж, прекрасно владел французским языком. Политические события заставили мастера покинуть Россию, в 1924 году он обосновался в Риге, где и скончался, но и там он оставался верен русской культуре.
Общительный и доброжелательный, он имел широкий круг знакомых. Гостил у Толстых в Ясной Поляне, на дачах у Константина Коровина и Федора Шаляпина. Очень нравилось ему житье в Головинке, тульском имении семьи Всеволода Мамонтова, «настоящем дворянском гнезде». Созданные им там пейзажи и интерьеры заслужили самую высокую оценку, как у его современников, так и у сегодняшних зрителей. Крупнейшие коллекционеры: Павел Харитоненко, братья Михаил и Иван Морозовы, пополняя свои собрания, консультировались с Виноградовым, так как он обладал нужными им знаниями и прекрасным вкусом.
«Живой и ясный ум светился в его глазах, речь увлекательная и всегда остроумная. Он любил жизнь, природу, красоту, искусство — все, что приносило счастье, — так считал хорошо знавший Виноградова конезаводчик Яков Бутович. — Одетый по последней моде, он был европейцем с ног до головы, и это, конечно, чувствовалось не только в его внешности, но и во всей его сущности, начиная от взглядов на искусство и кончая тем, что и как писать».
Виноградов рисовал и писал природу, деревенских жителей, бытовые сценки, иногда портреты, обращался к усадебным пейзажам и интерьерам, достиг в них вершин мастерства и поэтичности. «Вся природа живет и кажется прекрасной, когда ее сумеешь увидеть. Все-то радует, сладостно волнует, так поэтично, живописно все до мелочей. Все в природе хвалит Творца», — размышлял Сергей Виноградов. Этими возвышенными чувствами наполнены все его пейзажи.
Картину «Три копны», написанную им предположительно в 1890-х годах, подарила Вологодской областной картинной галерее в 1977 году по завещанию своего мужа вдова московского профессора А. Ф. Протопопова, уроженца Вологды. Эта небольшая работа очень проста по мотиву, но обладает композиционной целостностью и лирическим настроением. Мощными кажутся копны, возвышающиеся прямо перед зрителем на опустевшем поле. Их спокойный охристо-коричневатый цвет усиливает насыщенные краски закатного неба.