Н.Е. Сверчков. 1817-1898.
Возвращение с охоты. 1870.
Холст, масло.
Вологодская областная картинная галерея
«Я посвятил себя искусству, выбрав русский быт и путешествия по России» — заявлял замечательный живописец Николай Сверчков. Мастерские изображения лошадей, несущихся во весь опор троек, охотничьих сцен принесли ему широкую известность. Это закономерно, так как он вырос в семье старшего конюха и кучера придворных конюшен и с детства полюбил лошадей. Родился он в Петербурге. Оценившие его успехи в рисовании родители поместили его в Воспитательную школу при Академии художеств, но по состоянию здоровья он через полтора года был вынужден уйти оттуда. Затем он обучался в Петропавловском училище общего типа и по настоянию отца в 16 лет поступил на службу в хозяйственный департамент Министерства внутренних дел.
Неодолимая страсть к рисованию и усердные самостоятельные занятия живописью побудили Николая Сверчкова к публичной демонстрации своих работ. На академической выставке 1839 года за картины «Автопортрет», «Ездок», «Портрет девицы Сверчковой» их одаренный автор был удостоен звания свободного художника портретной живописи. Получив свой первый крупный заказ от одного богача на изображение его породистых лошадей, Сверчков без сожаления простился с карьерой чиновника и вступил на поприще живописца. Профессионального образования он не получил, но талант и труд привели его к успеху.
Сама жизнь определила тематику его работ. Возросший в широких кругах русского общества интерес к трудовому народу, к деревенскому быту привели Сверчкова к жанровой живописи. Впрочем, эта тяга проявилась у него еще во время службы, когда он увлеченно набрасывал уличные сценки, которые наблюдал из окон. Поскольку он увлекался конным спортом и охотой, хорошо разбирался в породах лошадей, свободно и легко передавал их в живописи, то приобрел славу прекрасного анималиста, имел массу заказов. Популярность его прошла в пожилые годы, омраченные материальными затруднениями и продолжительной болезнью.
Дружеские отношения с Николаем Некрасовым сыграли важную роль в жизни художника, он посещал его литературные вечера, гостил в усадьбе поэта Карабиха в Ярославской губернии. На некрасовские темы он выполнил несколько рисунков и картин, например: «Мороз, Красный нос», «Мужичок с ноготок». Исключительно сильное впечатление на Сверчкова произвел рассказ Льва Толстого «Холстомер», на его сюжет он написал две акварели и послал их в подарок писателю, а позже создал большое полотно.
Заядлый охотник, Сверчков посвятил немало картин этому привлекательному для многих мужчин досугу. Одна из них «Возвращение с хоты», написанная им в 1870 году, была передана в Вологодскую областную картинную галерею из Министерства культуры РСФСР в 1969 году и находится в постоянной экспозиции русского искусства в Шаламовском доме. Действие в картине разворачивается на фоне прекрасно написанного осеннего пейзажа с высоким сумрачным небом и размытой дождем проселочной дорогой, который объединен общим колоритом с персонажами. Герой – охотник, возвращающийся, по-видимому, без трофеев, с большим трудом держится в седле и совсем не может управлять лошадью. Умное животное помнит дорогу домой и бережно несет своего краснолицего, изрядно подвыпившего и почти невменяемого седока. Комизм ситуации нередко вызывает улыбки зрителей.