И.Я. Гинцбург. 1859-1939.
Юный скульптор. 1904.
Бронза. Вологодская областная картинная галерея
«Мне было десять лет, когда я начал вырезывать из камня свои вещицы, – писал в своей книге «Из прошлого. Воспоминания» (1924) замечательный скульптор Илья Гинцбург, – камень, служивший мне для работы, был довольно твердый: у нас дома его употребляли для точения ножей. Орудием служил перочинный ножик и заостренные гвозди от подков. Не помню, что мне дало толчок к этому занятию, в родной Вильне я никогда не видал никакого художественного произведения: у евреев скульптурные произведения запрещены религией. И в городе тогда не было ни одного памятника или статуи. Единственным скульптурным произведением были известные «болваны графа Тышкевича» – так назывались кариатиды на его доме».
Элиас Гинзбург (впоследствии — Илья Гинцбург) появился на свет в Гродно в Литовском генерал-губернаторстве, детство его прошло в Вильно. Отца, известного в городе писателя-талмудиста, он лишился в трехлетнем возрасте: «восемь человек осталось после смерти отца, мы все терпели нужду». Мать хотела, чтобы младший сын стал раввином и препятствовала его увлечению: «мое «баловство» часто преследовали, и нередко мои работы мать выбрасывала вместе с инструментами в окно, на улицу. Это заставляло меня укрываться в какое-нибудь безопасное место для занятия любимым делом».
Знакомство с приехавшим в Вильно в 1870 году знаменитым скульптором Марком Антокольским сыграло главную роль в судьбе Гинцбурга, в 11 лет он уехал с ним в Петербург и стал его учеником, в 1872 году путешествовал с ним по Италии. Благодаря учителю у юного Гинцбурга в столице появился обширный круг знакомых в среде творческой интеллигенции: его тепло принимали в семьях знаменитого критика Владимира Стасова, композитора Александра Серова, с восхищением наблюдал он за работой Ивана Крамского, позировал Илье Репину для картины «Воскрешение дочери Иаира». Художники, позволявшие ему рисовать в своих мастерских, называли его «маленький Элиас».
В Императорскую Академию художеств юноша смог проступить в 1878 году после окончания реального училища. Его наставниками на скульптурном отделении были А.фон Бок, Н.А. Лаверецкий. В 1886 Илья Гинцбург окончил академический курс с малой золотой медалью за барельеф «Плач пророка Иеремии на развалинах Иерусалима» Скульптор много путешествовал по Европе, обосновался в Петербурге, где и скончался.
Гинцбург успешно и много работал в монументальной скульптуре и в малой пластике. Он был автором памятников Н.В.Гоголю в Сорочинцах, И.К.Айвазовскому в Феодосии, Петру Великому на Охте в Петербурге, ряда художественных надгробий. Широко известны его бронзовые статуэтки крупнейших деятелей русской культуры, например: П.И. Чайковского, А.Г. Рубинштейна, И.И. Шишкина, В.В. Верещагина, И.Е.Репина, В.И. Сурикова, Л.Н. Толстого. Он выполнил бюст своего первого учителя и статуэтку «М.М. Антокольский у станка». Основные черты произведений Гинцбурга – правдивость, точность наблюдений, тщательная проработка деталей.
«Ближе всего и интереснее всего мне была жизнь детей» — свидетельствовал мастер. Маленькие герои его мелкой пластики подвижны, порой шаловливы, среди них есть и скульптор за работой, или демонстрирующий результат своего труда. Бронзовая статуэтка «Юный скульптор», созданная Гинцбургом в 1904 году, поступила в Вологодскую областную картинную галерею в 1954 году из Министерства культуры СССР. Она словно переносит нас в детство автора: босоногий мальчик в потертых коротких штанишках и в рубашке с закатанными рукавами, склонившийся над своим «произведением», крепко сжав его в руках, полностью погружен в увлекательный творческий процесс.