Сам мотив по набору предметов очень прост : на столе на смятой бумаге лежат апельсины, металлическая рыбина и бумажная роза. Но их трактовка уводит зрителя из мира обыденности в страну горных вершин, иносказаний, символов и метафор:
1) Художник поставил перед собой сверхзадачу – запечатлеть своеобразную модель Вселенной. Кристалл горного хрусталя позволил ему осуществить эту дерзновенную мечту. Комок смятой бумаги повторил структуру щетинящегося, словно еж, переливающегося гранями камня.
2) В последний год Великой Отечественной войны школьником Пантелеев увидел на снегу пламенеющие апельсиновые корки, они так поразили голодного подростка, что апельсины с тех пор стали для него символом животворящего солнца. Так белая бумага стала снегом, а апельсины – солнцами.
3) Металлическая синяя рыбина также является метафорой. Уже будучи известным художником, А. В. Пантелеев оказался с группой других художников на одной из гидроэлектростанций Советского Союза. Все ему там нравилось, но вдруг он увидел, как несущиеся в воде на огромной скорости рыбины врезались в стену плотины. Это произвело на него столь сильное в негативном плане впечатление, что художника начал буквально преследовать образ погибших рыб.
Но в полотне «Натюрморт с апельсинами» автором был достигнут баланс негативного и позитивного. На большом белом поле бумаги, воспринимающейся как кристаллы льда, ярко звучат контрастные оранжевые, синие, розовые тона, убеждая зрителя в способности человека достигнуть равновесия природного и технического начал.
Картина представлена на «Выставке из творческого наследия Александра Пантелеева», которая проходит в Мастерской А.В. Пантелеева.
Выставка продлится до 11 сентября 2021 года.