Выставка «Deus ex machina» Александра Пантелеева (07.04.1932 – 31.07.1990) проходит в Мастерской художника в Вологде.
«Deus ex machina» – (лат. «Бог из машины»), это сложившийся во времена античного театра нарративный прием, описывающий чудесное, нарочитое спасение героев. Этот латинский термин, с одной стороны, отсылает
к основополагающему для самобытного живописного языка художника искусству театра, а с другой – напрямую связан с его программным циклом «Чин непредвидения».
От индустриальных пейзажей к философским размышлениям
Александр Васильевич Пантелеев с юных лет был увлечен промышленными объектами Урала и Башкирии. Его путь к созданию знаменитых картин о роботах начался с работы в области монументальной живописи и увлечения индустриальной тематикой. Одной из первых его значимых работ стал «Медный рудник» (1959), который стал визитной карточкой автора. Вскоре он становится ведущим мастером индустриального жанра в СССР.
В 1976 году Пантелеев переехал на Русский Север, в Вологду, где продолжил работать над индустриальной тематикой на Череповецком металлургическом заводе. Однако его творчество не ограничивалось только индустриальными пейзажами. Уже в 1966 году художник начал писать картины на экологическую тему, размышляя о трагической сущности ХХ века.
Прорыв: «Чин непредвидения»
В 1986 году Пантелеев создал свой программный цикл «Чин непредвидения», который стал настоящим прорывом в его творчестве. Этот цикл был задуман как деисусный ряд, где в роли христианских святых выступают машины и роботы. В центре цикла – картина «Встреча» (Сретение). Она имела связи с действительностью. Начало ее создания относится к марту 1986 года, а в мае произошла авария на Чернобыльской атомной электростанции. В картине путем иносказания, образно было передано то, что взволновало не только Россию, но и весь мир.
Выставка продлится до 20 сентября 2025 года
А.В. Пантелеев. Встреча. Из цикла «Чин непредвидения». 1986. Холст, масло. Собрание ВОКГ