Варлам Тихонович Шаламов родился 18 июня 1907 года. В три года он научился читать и с тех пор никогда не расставался с книгой (кроме нескольких лет, когда чтение, по независящим от него причинам, было ему недоступно).
Особенное отношение было у него к поэзии, которую он считал высшим видом литературы. Отец, по признанию Шаламова, «не понимал и не любил стихов» (делая исключение для Некрасова), но мама знала их «бесконечное количество <…> всевозможные стихотворные цитаты имелись у мамы на все случаи жизни». Любовь к поэзии Шаламов унаследовал именно от матери.
В школьные годы, по воспоминаниям писателя, он совершал литературные открытия самостоятельно «продвигаясь зигзагами — от Хлебникова к Лермонтову, от Баратынского к Пушкину, от Игоря Северянина к Пастернаку и Блоку. <…> Продвигался ощупью, как слепой, от книжки к книжке, от имени к имени, то в глубь веков, то делая прыжок в современность — к крайнему модернизму, к кубистам и Крученых. Самостоятельно воспитывал доверие к самому себе. <…> Встреча с есенинскими сборниками, «Песнословом» Клюева, с «Поэзоантрактом» Северянина — самое сильное впечатление от столкновения с поэзией тех лет».
Оказавшись в Москве 1920-х годов, он слушал выступления В. Маяковского и Н. Асеева. Он открыл для себя поэзию М. Цветаевой, В. Ходасевича, О. Мандельштама, которому впоследствии будет посвящён рассказ «Шери-бренди», А. Ахматовой, с которой познакомился в 1960-е годы. Книгу одного из самых главных поэтов в его жизни Б. Пастернака «Сестра моя жизнь» Шаламов запомнил наизусть после нескольких прочтений.
До конца своей жизни он был в курсе современных литературных процессов, размышляя не только о Ф. Тютчеве и К. Батюшкове, или поэзии своих ровесников — Л. Мартынова, А. Тарковского, М. Светлова, но и о стихах молодых поэтов — Е. Евтушенко и А. Вознесенского.
Несомненно, поэзия Шаламова — поэзия высшей пробы — складывалась не только и не столько из литературных впечатлений. В основе её лежала судьба самого поэта. Дух времени, события в жизни страны и события собственной биографии, встречи, диалоги с людьми, самим собой, произведениями искусства и их творцами, природа, городские пейзажи, воспоминания о прошлом и размышления о будущем — всё осмыслялось Шаламовым и воплощалось в чеканные строки стихов.
Литературно-поэтический концепт вписан в композиционный строй выставки в виде цитат-размышлений Шаламова о поэзии, цитирования его любимых стихов. На идею выставки работает и печатный шрифт начала 20-х годов XX века, которым оформлены цитаты, этикетаж, аннотация.
Художественный концепт экспозиции построен на попытке осмысления поэтического мира Варлама Шаламова при помощи произведений художественного искусства, тематически, стилистически, ритмически, колористически резонирующих с шаламовской поэтикой.
Одной из ключевых смысловых доминант в экспозиционном повествовании стал необыкновенно емкий духовно-философский образ Вологды в работе А. Кондурова. В ткань экспозиции органично включены графические черно-белые портреты важных для Шаламова поэтов от Данте до Пастернака работы С. Харламова, Ю. Могилевского, А. Давыдова, Ю. Космынина и других. Единственный прижизненный портрет Варлама Шаламов работы Б. Биргера, к счастью, входящий в собрание Вологодской областной картинной галереи, по праву считается наиболее точно отражающим душу писателя и поэта и является безусловным центром экспозиции. Живописный и графический материал для выставки подобран из коллекции Вологодской областной картинной галереи.
Выставка работает с перерывом с 14.06.2024 по 7.07.2024 и с 15.08.2024 по 29.09.2024
6+
Билеты https://afisha.cultinfo.ru/490-vystavka-stihi-eto-sudba-ne-remeslo