Значительную часть коллекции Вологодской областной картинной галереи ХХ – XXI веков составляют произведения художников, живших и работавших в Вологодской области.
Традиции развития на Вологодчине профессионального изобразительного искусства связаны с возникновением в 1906 году Северного кружка любителей изящных искусств – культурно-просветительского общества, образованного художниками и представителями вологодской интеллигенции.
Яркий творческий путь, отмеченный значительными достижениями в живописи, графике, декоративно-прикладном и народном искусстве, связан с работой Вологодского регионального отделения ВТОО «Союз художников России». Многие профессиональные художники Вологодчины получили всенародное, государственное признание и удостоены высоких почетных званий и наград.
Залогом успешной деятельности Вологодского регионального отделения ВТОО «Союз художников России» и Вологодской областной картинной галереи является плодотворное многолетнее сотрудничество творческого союза и крупнейшего в регионе художественного музея.
Важным направлением работы Вологодской областной картинной галереи со времени ее открытия является комплектование, изучение, экспонирование и популяризация произведений художников-вологжан. Ежегодно ВОКГ проводит областные, групповые, тематические, персональные выставки местных мастеров, пополняя музейный фонд лучшими произведениями современных авторов. Так, более чем за полвека сформировалась полномасштабная коллекция вологодского изобразительного искусства, отражающая все основные этапы и тенденции его развития.
Первая страница в вологодское изобразительное искусство ХХ века была вписана творчеством ярких графиков Н.П. Дмитревского, участвовавшего в выставках петербургского объединения «Мир искусства», автора иллюстраций к стихам поэтов серебряного века, и мастера архитектурного пейзажа И.И. Варакина: художники прославились совместной работой – альбомом линогравюр «Старая Вологда» 1922 года.
У истоков современной вологодской живописи в 1920-1950-х годах стояли выпускники московских художественных вузов – портретист Н.М. Ширякин (ученик К.А. Коровина) и пейзажист В.В. Тимофеев (ученик В.М. Васнецова и К.Ф. Юона). Они воспитали целую плеяду вологодских мастеров изобразительного искусства. Их традиции в послевоенные годы активно развивали и дополняли талантливые художники Н.И. Крюков, К.А. Воробьев, Б.П. Шварков, М.А. Ларичев, А.И. Смоленцева, С.И. Хрусталева.
Новые традиции искусства 1960-х годов были заложены в Вологде выпускниками Московского художественного института имени В.И. Сурикова Н.В. Баскаковым, В.Н. Корбаковым, Д.Т. Тутунджан. В этот же период в крае сформировалось целостное движение вологодских графиков (Н.В. и Г.Н. Бурмагины, В.А. Сергеев, А.Т. Наговицын, В.У. Едемский и другие), получившее всесоюзную и международную известность.
1970-1980-е годы стали временем приезда в Вологду целой плеяды уже прославившихся в стране мастеров: А.В. Пантелеева, Я.Ю. Крыжевского, М.В. Копьева. Они принесли в вологодскую живопись тенденцию интеллектуально-рационалистического творчества.
Александр Пантелеев. Бабье лето. Из серии «Времена года». Холст, масло. 1981.
В 1980-е годы вологодская живопись приобретает яркие черты разнообразия тем и сюжетов, стилистики художественного языка, ее отличает высокий профессиональный уровень. Проблемы создания образа через живописную пластику решают Н.В. Баскаков в серии вологодских пейзажей, В.Н. Корбаков в пейзажах и портретах, Л.Н. Яблоков, Ю.Л. Ельцов, Е.П. Гусев в лирических пейзажах настроения.
Владимир Корбаков. Свободный полет над Вологдой. ДВП, масло. 1999.
Николай Баскаков. Красные крыши. Холст, масло. 1978.
Более интенсивно начинает развиваться и тематическая картина, в прежние годы представленная только в творчестве О.А. Бороздина и Д.Т. Тутунджан.
Джанна Тутунджан. Чтобы не погасло. Холст, масло. 2006 — 2008.
Традиционную тему жизни человека на земле художники обогащают сказочно-фольклорной интонацией: Г.И. Попов, Г.А. Асафов, Г.В. Калинин, Ю.С. Коробов, В.К. Седов.
Георгий Попов. Щедрая земля. Холст, масло. 1976.
Георгий Калинин. Дом в Мегре. Холст, масло. 2004.
Генрих Асафов. Лен стелют. ДВП, масло. 1983.
Их произведениям свойственны не только опоэтизированное отношение к сюжету, но и повышенная активность цветового языка, они своеобразно соединяют традиции народного и древнерусского искусства с открытиями в живописи русского авангарда ХХ века. Другой путь сюжетно-тематической картины выбрали Ю.А. Воронов, С.Б. Веселов, М.В. Копьев, А.И. Савин, Ю.А. Соломкин.
Юрий Соломкин. Сон с головой Дали. Холст, масло. 1991.
Для этих художников, с одной стороны, свойственна более условно-игровая, театрализованная интонация, с другой, их отличает проблемно-критическое отношение к современной жизни.
Юрий Воронов. Каждому дню довлеет злоба его. Холст, масло. 1989.
На протяжении истории развития вологодской живописи ее ведущим жанром всегда оставался пейзаж, к нему обращались практически все художники. В 1990-х и начале 2000-х годов в работах вологодских художников начинает преобладать линия традиционной реалистической живописи, в которой пейзаж занимает доминирующее место (О.А. Бороздин, В.Н. Страхов, Е.А. Соколов, В.И. Сысоев, В.Н. Латынцев, Е.П. Гусев, Е.Б. Молев, Л.В. Яблоков, А.А. Борисов, А.В. Новгородов). Задушевность, неторопливая повествовательность, лиризм, глубоко личностное переживание природы – общие черты, характерные для пейзажей многих вологодских художников.
Олег Бороздин. Оля из Никольска. Холст, масло. 1998.
Современная творческая жизнь Вологодской области в сфере изобразительного искусства отличается богатой наполненностью и художественно-образным разнообразием. Наши земляки владеют различными живописными приемами, поэтому за каждой работой – яркая индивидуальность и мастерство.
Валерий Страхов. Вологодский кремль зимой. Холст, масло. 2003.
Валерий Страхов. Вологодский кремль. Холст, масло. 2009.
В целом изобразительное искусство Вологодской земли, отличаясь творческой самобытностью, давно перешагнуло за региональные рамки, став значимой частью российской культуры. Подтверждение этому – состоявшиеся и имевшие значительный резонанс в регионе и России в целом творческие проекты: IХ региональная художественная выставка «Российский Север», выставки произведений народных мастеров и художников «Гончары России», Всероссийские и Всемирный конгрессы экслибриса, III Всероссийская художественная выставка пейзажной живописи «Образ Родины», Всероссийская художественная выставка «Современное народное искусство России». Творчество современных вологодских художников, членов Вологодского регионального отделения ВТОО «Союз художников России» было широко представлено в программе масштабного межрегионального художественного проекта – «Искусство земли Вологодской», который с успехом был реализован не только в России (Вологда, Москва, Санкт-Петербург, Нижний Новгород), но и за рубежом – во Франции (Страсбург).
Лучшие произведения, принадлежащие кисти творцов земли вологодской, находят живой отклик в сердцах людей, заставляют задуматься, дарят радость вдохновения, и всех их объединяет глубокая духовность. Вологодское изобразительное искусство сумело сохранить и приумножить лучшие черты русской национальной художественной школы – высокие помыслы и мастерство воплощения творческой идеи.