Коллекция западноевропейского искусства в Вологодской областной картинной галерее невелика, в ней преобладает гравюра. Произведения живописи и декоративно-прикладного искусства немногочисленны.
Большая часть живописных произведений сосредоточена в одном из залов постоянной экспозиции русского и западноевропейского искусства в Шаламовском доме.
В собрании галереи представлены картины художников голландской, фламандской, итальянской, немецкой, французской, бельгийской и швейцарской школ живописи XVII – XIX веков.
Ян Бот. Итальянский пейзаж с пастухами. Дерево, масло. 1635-1641.
Преобладают картины голландских художников XVII – начала XVIII веков; это композиции на религиозные и мифологические сюжеты, жанровые сцены, пейзажи и натюрморты, выполненные как признанными мастерами: Яном Ботом («Итальянский пейзаж»; 1640-е), Яном Минзе Моленаром («Сельская пирушка»; 1650-е), Герардом де Лерессом («Нахождение Эрихтония», до 1690), так и неизвестными художниками.
Ян Минсе Моленар. Сельская пирушка. Дерево, масло. 1650-1660.
Основоположник национального пейзажа Швейцарии – знаменитый живописец и гравер Александр Калам представлен типичной для его творчества картиной «Ущелье» (1850-е).
Александр Калам. Ущелье. Холст, масло. 1850-е.
Бельгийскую живопись характеризуют работы художников XIX века; популярного у себя на родине анималиста Луи Роббе («Овцы», 1847) и пейзажиста Аугустуса ван ден Стена («Вид Брюгге», «В окрестностях Брюгге», обе 1857).
Аугустус Ван ден Стене. В окрестностях Брюгге. Холст, масло. 1857.
Итальянская школа представлена картиной «Дорога в дождь» (1878) импрессиониста Антонио Лето и мраморной скульптурой «Портрет девушки» (1899), выполненной в стиле модерна малоизученным скульптором Пьетро Баццанти.
Антонио Лето. Дорога в дождь. Холст, масло. 1878.
Из произведений декоративно-прикладного искусства наиболее интересны каминные часы с бронзовой скульптурой «Торквато Тассо, сидящий на скале», созданной в 1847 году французским скульптором Виктором Эвраром.
В фондах ВОКГ хранится свыше 400 произведений западноевропейской графики XVII – XIX веков. Это в основном репродукционная гравюра художников Италии, Франции, Англии, Германии, Австрии, Голландии, среди которых есть произведения ряда знаменитых граверов: Франческо Бартолоцци, Джаванни Баттиста Пиранези, Эгидия Саделера, Жерара Одрана, Джаванни Вольпато, Рафаэля Моргена, Гюстава Доре, Поля Гаварни и других.
Гюстав Доре. Венеция. Из серии «Большие медальоны». Бумага, цветная литография. 1861.
Эта коллекция формировалась с основания галереи, ряд работ был передан из Вологодского областного краеведческого музея, экспонаты поступали впоследствии также из фондов Государственного Эрмитажа, Государственного Русского музея, Министерства культуры РСФСР.
Большинство наиболее ценных гравюр были приобретены в 1980-е – 1990-е годы и поступили в дар от ленинградских коллекционеров М. В. и Я. Д. Гликиных, И. Б. Семенова, Л. С. Разумович.
Наиболее богатой и разнообразной по характеру и количеству произведений является коллекция М. В. и Я. Д. Гликиных, сформированная большей частью известным петербургским коллекционером В. И. Трапициным, собиравшим в основном гравюры итальянской, французской и английской школ.
Джованни Вольпато, Рафаэль Санти. Изгнание Илиодора. Бумага, резцовая гравюра. 1772.
Ведущее место в коллекции занимает итальянская гравюра и ее ярчайшие представители Д.Вольпато, П.Беттелини, Р.Морген, Д.-Б.Пиранези, Л.Россини. Эти мастера стали авторами выполнившими серии гравюр, воспроизводящие всемирно известные произведения живописи Рафаэля, Миикеланджело, А.Карраччи, украсившими фресками палаццо Фарнезе и виллу Альбани в Риме, Сикстинскую капеллу в Ватикане, запечатлевшие исторические руины и легендарные памятники архитектуры вечного города Рима — арки, дворцы, площади, фонтаны.
Жан Одран, Жан Жувене. Чудесный улов. Бумага, холст, резцовая гравюра. 1710-е.
Среди произведений французских граверов следует отметить работы выдающегося художника XVII столетия Ж.Одрана, обратившегося к известным работам Пуссена. Коллекцию французской графики украшают работы известных граверов-репродукционистов VIII века, среди которых Н.А.Тардье, Ш.Ф.Mарке, Ж.Долле. Особой поэтичностью и изяществом отличались произведения Ж.Ш.Гюдена «Диана и Эндемион» и Ж.Видаля в соавторстве с Ж.М.Гюдена «Парис и Елена», последнее выполнено по заказу графа Д, Артуа, будущего короля Карла Х.
Жан Антуан Теодор Гюден, Жак-Луи Давид. Парис и Елена. Бумага, офорт, акватинта, акварель. 1810-е.
Немногочисленна, но интересна в галерее голландская гравюра. Среди излюбленных сюжетов здесь можно найти античные мотивы. Это «Геркулес и Омфала» гравированная Э.Саделером II по живописной картине маньериста Б.Спрангера. А вот сюжет «Афина и Посейдон» Я.Фолкемы, написанный мастером Ренессанса живописцем Б.Тизи, в отличие от первого, наполнен уже христианскими символами. Но более всего голландские мастера выбирали традиционные и любимые ими жанры голландской школы искусства – бытовой и пейзажный.
Йоханн Саделер. Пир. Бумага, резцовая гравюра. 1588.
Красотой глубокого, бархатисто-черного фона привлекают листы, исполненные в технике меццо-тинто, ставшей национальной для графики Англии. В этой технике работали многие граверы-репродукционисты, которые обращались к жанру парадного портрета и среди них – Д.Норскот и его гравюры, посвященные образам вице-адмирала Нельсона и капитана Худа, а так же портрет архиепископа Лода, гравированный Д.Уотсоном с известной картины Ван Дейка. Популярными среди английских художников были и назидательные гравюры с сентиментальными нотами, где техника «черной манеры» расцвечивалась легкой акварелью.
Западноевропейская графика, из собрания Вологодской картинной галереи, изучается, публикуется и постоянно участвует в выставках, организуемых как в нашем городе, так и в других музеях за пределами Вологодской области.