Межмузейная выставка «Русская живопись и декоративно-прикладное искусство XVIII – XX веков» открывается 13 марта 2020 года в 18 часов в Шаламовском доме.
В основе экспозиции – лучшие произведения из фондов Череповецкого музейного объединения (ЧерМО) и Вологодской областной картинной галереи (ВОКГ). Классические коллекции этих музеев Вологодской области, объединенные в одном выставочном пространстве, позволят наглядно представить панораму развития русского искусства XVIII – XX веков.
Выставка «Русская живопись и декоративно-прикладное искусство XVIII – XX веков» основана на лучших произведениях из Череповецкого музейного объединения (ЧерМО) и Вологодской областной картинной галереи (ВОКГ). Классические коллекции этих музеев Вологодской области, объединенные в одном выставочном пространстве, позволяют развернуть яркую панораму развития русского искусства XVIII – XX веков. Чарующие интерьеры дворянских особняков создавались картинами признанных мастеров кисти, бронзой и мрамором скульпторов и ювелиров, дорогой мебелью.
История Череповецкого музейного объединения началась в 1895 году, основные поступления произошли в 1926 году из Государственного музейного фонда в Петрограде, это были живописные полотна К.Е.Маковского, И.И.Шишкина, Н.Л.Тютрюмова. В 1930 году из Государственного Русского музея были переданы произведения классиков: В.Л.Боровиковского, Д.Г.Левицкого, И.Е.Репина. Из расформированного музея Академии художеств были переданы дипломные и курсовые работы учеников Академии: П.С.Петровского, Б.М.Кустодиева и других. Тридцать полотен русских художников передал в дар музею череповецкий художник-реставратор М.Н.Марков (В.А.Серов, А.Б.Лаховской, В.К.Бялыницкий-Бируля). В 1926-1927 годах в музей поступила коллекция бронзы из вещей князя С.С.Абамелек-Лазарева (1857-1919).
История светской живописи в России начиналась с эпохи Петра I, и прежде всего с портретов. Поэтому первый зал выставки посвящен жанру портрета. Как писал академик И.Э.Грабарь «судьбы русской живописи решались в портрете». Но еще в эпоху Ивана Грозного появились первые портреты – парсуны лиц царского и духовного звания. Повторения портретов Ивана Грозного и Алексея Михайловича кисти неизвестных художников XVIII века из собрания ЧерМО открывают экспозицию. Стилистика парсуны разительно отличалась от развитого европейского портрета, что наглядно демонстрируется на первом стенде.
Коллекция живописи XVIII-XX веков дополнена эффектными предметами из бронзы и мрамора мастеров Франции и России. Это настольные часы, украшенные скульптурой, вазы, разнообразные жардиньерки (вазы для фруктов) – неотъемлемая часть быта аристократии прошлых веков.