С 13 сентября по 5 ноября 2018 года в МТЦ «Дом Корбакова» работает выставка из творческого наследия выдающегося вологодского художника Георгия Ивановича Попова. Категория 0+
Она составлена из собраний ВОКГ, Вологодского музея-заповедника, Тотемского музейного объединения, семьи художника. Полтора года не дожил художник до своего 80-летия. Проводя прощальную, а не юбилейную, как мечталось выставку самобытного живописца, испытываешь чувство печали. Ведь Г. И. Попов, несмотря на значительный возраст, находился в замечательной творческой форме и мог создать еще немало ярких произведений.
С первых шагов он привлек внимание художников и искусствоведов (В. Корбаков, В. Воропанов, М. Даен), но последние десятилетия Георгий Иванович находился под моим заинтересованным взглядом. Прослеживая творческий путь художника от самых первых робких опытов до произведений, совершенных по композиционной и колористической структуре, выделяя главное, хочется сказать, что он словно проиллюстрировал знаменитую книгу В. И. Белова «Лад». Ведь и для него крестьянский мир был образом идеального бытия, миром без недостатков. Детская память сохранила только хорошее, то, что было гениально организовано в деревенском укладе жизни. Поэтому Попова так любили вологодские писатели, собирая его картины. В музее-квартире В. И. Белова в Вологде есть его картины, в далеком селе Овсянка на Енисее, в доме-музее В. П. Астафьева храниться большая картина, соединившая сюжеты полотен «Весенние хлопоты» и «Сентябрь». И сколько еще таких домов в России, освещаемых его гармоничными, неповторимыми полотнами. Художник менялся во времени, открывая новые грани действительности: от яркой красочности переходя к полутонам, от натюрмортов и пейзажей двигаясь к сюжетным и крупноформатным решениям.
При этом Георгий Попов не был похож на свои картины. Он был неуживчив, требователен, излишне принципиален и это подтвердят все знавшие его. Прежде он критиковал Советскую власть, в новое время был непримирим к недостаткам капитализма. И очень во многом он был прав. Важно, что в его картины о деревне эти настроения не проникали. В них художник был чист, элегичен, просветлен. В какой-то степени он отождествлял себя с любимым литературным персонажем – капитаном Немо из романов Жюля Верна, боровшимся за справедливость. Он превратил маленькую комнатку-мастерскую в большой квартире, наполненной огромным количеством прекрасной литературы, в свой подводный корабль «Наутилус», защищаясь в нем от суеты и неприятностей современной действительности. Художник даже написал картину «Встреча капитана Немо».
Творчество Г. Попова всегда интересовало музеи и частных коллекционеров. В последние годы коллекция его картин была закуплена в Музей фресок Дионисия, в 2018 году – в частную галерею в Санкт-Петербурге. Благодаря этому в городе на Неве пройдет персональная выставка художника, к которой готовится большое издание. Наконец-то появится серьезный богато иллюстрированный альбом, о котором так мечтал художник и многочисленные почитатели его таланта.
И. Б. Балашова, и.о. директора Вологодской областной картинной галереи